
Ленинский пр-т, 32а
Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это план доходов и расходов государства на определенный период времени.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В нашей стране проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Федеральным Собранием РФ. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
Бюджет любого государства состоит из двух частей — доходной и расходной. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также займов и эмиссии денег. В зависимости от государственного устройства страны доходы бюджета подразделяют на доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или на доходы федерального бюджета, доходы субъектов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).
Расходная часть бюджета представляет собой затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих функций. В зависимости от направленности денежных потоков различают пять основных групп расходов: расходы на содержание государственного аппарата, военные расходы, расходы на социальную сферу, расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства, расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживанию долгов государства (внутренних и внешних).
Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо (доходы и расходы равны). Однако если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи, и средств на их реализацию хватать не будет.
Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.
Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.
Сумма дефицитов государственного бюджета по годам образует государственный долг. Способы финансирования государственного долга – внутренние и внешние займы, эмиссия денег.
Функции государства в рыночной экономике:
Современная рыночная система сочетает свободную конкуренцию и рычаги государственного регулирования, т.е. является регулируемой социально-ориентированной экономикой.
Доходы государственного бюджета формируются при помощи налогообложения.
Налоги — это обязательные, безвозмездные платежи физических и юридических лиц в пользу государства.
Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан и фирм.
Налогоплательщиками являются: физические лица — работники, непосредственно создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, и юридические лица — хозяйствующие субъекты.
Можно выделить три системы налогообложения:
Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство и т.д.).
Косвенные налоги — устанавливаются в виде надбавок к цене товара или услуги (акцизные сборы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).
Общественными называются товары и услуги, которые государство производит для всех граждан (содержание армии, строительство дорог).
Общественные товары характеризуются совместным потреблением и «неисключаемостью» из потребления. «Неисключаемость» означает, что даже люди, не платившие налоги, не могут быть лишены возможности получать выгоду от их использования. Совместное потребление означает, что потребление продукта одним лицом не уменьшает его количество, доступное для других потребителей. Хотя государство производит множество товаров и услуг, только те из них, которым свойственны эти два качества - совместное потребление и неисключаемость из потребления, - считаются чистыми общественными товарами и услугами.
Неисключаемость из потребления — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага.
Совместное потребление — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим.
Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами:
Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают платить налоги (эффект безбилетника).
Налогово-бюджетная политика представляет собой сознательное манипулирование государством доходной и расходной частью бюджета для решения народнохозяйственных задач (обеспечение экономического роста, стабильного развития). Например, для преодоления экономического спада государство может финансировать программы переобучения граждан, создавать рабочие места. К недостаткам налогово-бюджетной политики можно отнести то, что она не имеет эффективных средств для борьбы с инфляцией, действует медленно и может использовать повышение налоговых ставок и уменьшение размера и количество видов пособий, что может вызвать недовольство в обществе.