«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Обществознание. Годовой курс 22 урока, 44 часа
Экономика
Урок 1
Бесплатный
Экономика. Наука и хозяйство
Урок 2
Бесплатный
Экономические системы
Урок 3
Бесплатный
Экономические циклы
Урок 4
Бесплатный
Бюджет
Урок 5
Бесплатный
Финансовая система
Социология
Урок 6
Бесплатный
Социальная дифференциация
Урок 7
Бесплатный
Взаимодействие социальных групп
Урок 8
Бесплатный
Социальные нормы
Урок 9
Бесплатный
Социализация индивида
Человек и общество
Урок 10
Бесплатный
Природное и общественное в человеке
Урок 11
Бесплатный
Общество
Урок 12
Бесплатный
Наука
Урок 13
Бесплатный
Духовная сфера общества
Политика
Урок 14
Бесплатный
Государство
Урок 15
Бесплатный
Избирательный процесс
Право
Урок 16
Бесплатный
Право в системе социальных норм
Урок 17
Бесплатный
Конституционное право
Урок 18
Бесплатный
Отрасли частного права
Урок 19
Бесплатный
Отрасли публичного права
Урок 20
Бесплатный
Правоохранительные органы. Судебная система
Структура и содержание варианта экзаменационной работы по обществознанию
Урок 21
Бесплатный
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
Урок 22
Бесплатный
Структура эссе
Урок 7. Взаимодействие социальных групп

Виды и причины социальных и межнациональных конфликтов

Виды социальных групп. Конфликты. Межнациональные отношения.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

Виды социальных групп

Основа классификации

Наименование группы

Ее сущность

Примеры социальных групп

Численность

 

 

 

Малая группа

Небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества

Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.

Средняя группа

Совокупность людей, связанных между собой определенным признаком или общей деятельностью, но члены группы не всегда находятся в непосредственном контакте друг с другом

Жители города, учащиеся школы, работники предприятия.

Большая группа

Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы

Нация, класс, страта и др.

Характер взаимодействия

Первичная группа

Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку

Группа друзей, сверстников, соседей и др.

Вторичная группа

Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер

Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

Факт существования

 

 

Номинальная группа (социальная категория)

Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения

Пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Тайд».

Реальная группа

Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства)

Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.

Способ организации и регулирования взаимодействия

 

 

Формальная (официальная) группа

Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций

Школьный класс, футбольная команда «Спартак» и др.

Неформальная (неофициальная) группа

Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций

Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др.

 

Квазигруппа — малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Например:

— аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная аудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

— фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

— толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Во взаимоотношениях между людьми можно выделить два направления сотрудничество и соперничество, которое может порождать социальный конфликт.

Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта. Таким образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт — открытый и динамический.

Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Можно выделить следующие причины социальных конфликтов:

— социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации;

—  различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;

—  религиозные различия;

—  поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Социальный конфликт проходит три основные стадии:

1.  Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.

2. Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

3.  Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.

Виды социальных конфликтов

  • По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
  • По объему — глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
  • По   используемым   средствам   —    насильственные; ненасильственные.
  • По форме — внутренние; внешние.
  • По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.
  • По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.

Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

—       компромисс (лат. compromissum) — решение проблемы через взаимные уступки сторон;

—     переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;

—     посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;

—     арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

— применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Возможные пути выхода из конфликтов следующие:

— Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации.

— Невмешательство (выжидание) — надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным.

—  Обновление — активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового.

Особого внимания заслуживает межнациональный конфликт.

Нация это один из видов этнической общности.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

  • Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
  • Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
  • Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Между нациями могут возникнуть следующие взаимоотношения:

—  Мирное сотрудничество.

—  Этнический конфликт (от лат. conf lictus — столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной

Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Причины межнациональных конфликтов

—   Социально-экономические  —  неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

—  Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

—   Этнодемографические  —  быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

—  Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

—  Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

—  Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

—  Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

—  Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.

Шовинизм — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

В острых конфликтных ситуациях одной из фаз его урегулирования является юридизация конфликта, что  позволяет подключить к разрешению конфликта правовые механизмы: законодательные нормы, правовые средства обеспечения реализации принятых решений. Перевод конфликта в правовую плоскость даёт возможность искать и находить такие способы его разрешения, которые позволяют максимально сохранить доводы каждой из конфликтующих сторон в той мере, в какой интерес одной стороны не ущемлял бы интерес другой.

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
25 ноября в 18:00
Урок 1
Экономика. Наука и хозяйство
2 декабря в 18:00
Урок 2
Экономические системы
9 декабря в 18:00
Урок 3
Экономические циклы
16 декабря в 18:00
Урок 4
Бюджет
23 декабря в 18:00
Урок 5
Финансовая система
13 января в 18:00
Урок 6
Социальная дифференциация
20 января в 18:00
Урок 7
Взаимодействие социальных групп
27 января в 18:00
Урок 8
Социальные нормы
3 февраля в 18:00
Урок 9
Социализация индивида
10 февраля в 18:00
Урок 10
Природное и общественное в человеке
17 февраля в 18:00
Урок 11
Общество
3 марта в 18:00
Урок 12
Наука
10 марта в 18:00
Урок 13
Духовная сфера общества
17 марта в 18:00
Урок 14
Государство
24 марта в 18:00
Урок 15
Избирательный процесс
31 марта в 18:00
Урок 16
Право в системе социальных норм
7 апреля в 18:00
Урок 17
Конституционное право
14 апреля в 18:00
Урок 18
Отрасли частного права
21 апреля в 18:00
Урок 19
Отрасли публичного права
28 апреля в 18:00
Урок 20
Правоохранительные органы. Судебная система
16 мая в 18:00
Урок 21
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
26 мая в 18:00
Урок 22
Структура эссе
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.