«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Обществознание. Годовой курс 22 урока, 44 часа
Экономика
Урок 1
Бесплатный
Экономика. Наука и хозяйство
Урок 2
Бесплатный
Экономические системы
Урок 3
Бесплатный
Экономические циклы
Урок 4
Бесплатный
Бюджет
Урок 5
Бесплатный
Финансовая система
Социология
Урок 6
Бесплатный
Социальная дифференциация
Урок 7
Бесплатный
Взаимодействие социальных групп
Урок 8
Бесплатный
Социальные нормы
Урок 9
Бесплатный
Социализация индивида
Человек и общество
Урок 10
Бесплатный
Природное и общественное в человеке
Урок 11
Бесплатный
Общество
Урок 12
Бесплатный
Наука
Урок 13
Бесплатный
Духовная сфера общества
Политика
Урок 14
Бесплатный
Государство
Урок 15
Бесплатный
Избирательный процесс
Право
Урок 16
Бесплатный
Право в системе социальных норм
Урок 17
Бесплатный
Конституционное право
Урок 18
Бесплатный
Отрасли частного права
Урок 19
Бесплатный
Отрасли публичного права
Урок 20
Бесплатный
Правоохранительные органы. Судебная система
Структура и содержание варианта экзаменационной работы по обществознанию
Урок 21
Бесплатный
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
Урок 22
Бесплатный
Структура эссе
Урок 9. Социализация индивида

Функции, типы и виды семьи

Агенты социализации. Семья, ее виды и функции. Социальный статус, социальная роль.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Расширение и углубление социализации происходит:

  • в сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.
  • в сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.
  • в сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Первичная социализация происходит в детстве и юности, в более старшем возрасте этот процесс представлен ресоциализацией и десоциализацией.

Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т. д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству.

Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений (восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни).
Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков речи до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания. И хотя процесс социализации продолжается, как мы уже выяснили, на первый план выходит десоциализация и ресоциализация.

Иногда человек впадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концлагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся:

  • национальные традиции и обычаи;
  • государственная политика, средства массовой информации;
  • социальное окружение;
  • образование;
  • самовоспитание.

Важнейшим агентом первичной социализации является семья.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Функции семьи

Наименование функции

Ее сущность

Репродуктивная (от лат. productio — производство)

Биологическое воспроизводство населения — на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне

Социализации

Формирование индивида как личности

Хозяйственно-бытовая

Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи

Экономическая

Материальная   поддержка   несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

Социально-статусная

Предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами — национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества

Эмоциональная

Оказание психологической поддержки членам семьи

Защитная

Физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи

Духовно-нравственная

Развитие личности каждого члена семьи

Досуговая

Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи

Виды семьи

Основа классификации

Виды семьи

Число детей

Многодетные 3 и более детей

Малодетные

Бездетные

Характер распределения домашних обязанностей -

Традиционная

Домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине

Коллективистская (партнерская)

Обязанности выполняются совместно или по очереди

Родственная структура

Нуклеарная (лат. nucleus — ядро)

Супружеская пара с детьми

Расширенная

Супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними

Полигамная

Жена с мужьями или муж с женами

Тип воспитания

Авторитарная

Основывается на авторитете родителей

Либеральная

Попустительская

Демократическая

Все вопросы подлежат обсуждению, взаимопомощь в их решении

Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др.

В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности:

  1. Статусы, определяемые положением индивида в группе:
  • социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами;
  • личный статус — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.
  1. Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:
  • предписанный статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;
  • смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;
  • достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

В социологии существует понятие ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и ситуационные — роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др. Ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Роли определяются ожиданиями людей. Например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обязан добросовестно осуществлять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.

При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следующие компоненты:

  • описание типа поведения, соответствующего данной роли;
  • предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли;
  • оценка выполнения данной роли;
  • меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.

Таким образом, социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
25 ноября в 18:00
Урок 1
Экономика. Наука и хозяйство
2 декабря в 18:00
Урок 2
Экономические системы
9 декабря в 18:00
Урок 3
Экономические циклы
16 декабря в 18:00
Урок 4
Бюджет
23 декабря в 18:00
Урок 5
Финансовая система
13 января в 18:00
Урок 6
Социальная дифференциация
20 января в 18:00
Урок 7
Взаимодействие социальных групп
27 января в 18:00
Урок 8
Социальные нормы
3 февраля в 18:00
Урок 9
Социализация индивида
10 февраля в 18:00
Урок 10
Природное и общественное в человеке
17 февраля в 18:00
Урок 11
Общество
3 марта в 18:00
Урок 12
Наука
10 марта в 18:00
Урок 13
Духовная сфера общества
17 марта в 18:00
Урок 14
Государство
24 марта в 18:00
Урок 15
Избирательный процесс
31 марта в 18:00
Урок 16
Право в системе социальных норм
7 апреля в 18:00
Урок 17
Конституционное право
14 апреля в 18:00
Урок 18
Отрасли частного права
21 апреля в 18:00
Урок 19
Отрасли публичного права
28 апреля в 18:00
Урок 20
Правоохранительные органы. Судебная система
16 мая в 18:00
Урок 21
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
26 мая в 18:00
Урок 22
Структура эссе
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.