«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Обществознание. Годовой курс 22 урока, 44 часа
Экономика
Урок 1
Бесплатный
Экономика. Наука и хозяйство
Урок 2
Бесплатный
Экономические системы
Урок 3
Бесплатный
Экономические циклы
Урок 4
Бесплатный
Бюджет
Урок 5
Бесплатный
Финансовая система
Социология
Урок 6
Бесплатный
Социальная дифференциация
Урок 7
Бесплатный
Взаимодействие социальных групп
Урок 8
Бесплатный
Социальные нормы
Урок 9
Бесплатный
Социализация индивида
Человек и общество
Урок 10
Бесплатный
Природное и общественное в человеке
Урок 11
Бесплатный
Общество
Урок 12
Бесплатный
Наука
Урок 13
Бесплатный
Духовная сфера общества
Политика
Урок 14
Бесплатный
Государство
Урок 15
Бесплатный
Избирательный процесс
Право
Урок 16
Бесплатный
Право в системе социальных норм
Урок 17
Бесплатный
Конституционное право
Урок 18
Бесплатный
Отрасли частного права
Урок 19
Бесплатный
Отрасли публичного права
Урок 20
Бесплатный
Правоохранительные органы. Судебная система
Структура и содержание варианта экзаменационной работы по обществознанию
Урок 21
Бесплатный
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
Урок 22
Бесплатный
Структура эссе
Урок 11. Общество

Реформы и революции, критерии общественного прогресса

Типы обществ. Прогресс, регресс, реформа, революция. Глобальные проблемы человечества.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова — это:

  • круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
  • отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
  • исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).

Основные сферы общественной жизни

Деятельность людей и отношения между ними

Учреждения (организации)

Экономическая

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Социальная

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Политическая

Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Духовная

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Общественное развитие (общественная динамика) по своему направлению может носить характер прогресса (движение вперед к более сложным формам отношений) или регресса (откат назад, к более простым формам отношений). По темпам и масштабам изменений общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа происходит постепенно, проводится по инициативе властей, революция происходит под влиянием недовольства народных масс, это резкие скачкообразные изменения, затрагивающие основы общественного развития.

Относительность прогресса

Есть области, к которым понятие прогресса не применимо (РЕЛИГИЯ, МОРАЛЬ).

Противоречивость прогресса

Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других (мирный атом – атомная бомба). Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
В качестве критериев (измерителей) социального прогресса выдвигается критерий совершенствования технологии производства. Среди гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

Три основных типа обществ

Линии сравнения

Традиционное (аграрное)

Индустриальное

Постиндустриально (информационное)

Основной фактор производства

земля

капитал

информация

Воздействие человека на природу

Локальное, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

Технологии производства

Ручной труд, отсталые технологии

Механизация

Автоматизация, компьютеризация, передовые технологии

Особенности производства

Низко-продуктивное производство, натуральное хозяйство.

Массовое производство

Мелкосерийное производство, услуги

Особенности социальной сферы

Общинные ценности, большое влияние имеет армия, церковь, низка социальная мобильность

Урбанизация, рост городов, возникновение массовой культуры, университетов, социальная мобильность возрастает

Большой удельный вес среднего класса, социальная мобильность высока.

Понятие «глобальные проблемы современного общества» приобрело широкую известность в последние десятилетия 20-го века.
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, создают угрозу для настоящего и будущего человечества и требуют для своего решения совместных усилий всех государств и народов Земли.

Главными глобальными проблемами современности являются следующие  проблемы:

  • проблема сохранения мира;
  • экологическая проблема;
  • энерго-сырьевая проблема;
  • демографическая проблема;
  • продовольственная проблема;
  • проблема преодоления отсталости развивающихся стран (проблема «Севера» и «Юга»);
  • проблема использования Мирового океана;
  • проблема мирного освоения космоса.

Основные направления разрешения глобальных проблем

  1. Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
  2. Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.
  3. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
  4. Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень.
  5. Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
  6. Четкая международная система прогнозирования.

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
25 ноября в 18:00
Урок 1
Экономика. Наука и хозяйство
2 декабря в 18:00
Урок 2
Экономические системы
9 декабря в 18:00
Урок 3
Экономические циклы
16 декабря в 18:00
Урок 4
Бюджет
23 декабря в 18:00
Урок 5
Финансовая система
13 января в 18:00
Урок 6
Социальная дифференциация
20 января в 18:00
Урок 7
Взаимодействие социальных групп
27 января в 18:00
Урок 8
Социальные нормы
3 февраля в 18:00
Урок 9
Социализация индивида
10 февраля в 18:00
Урок 10
Природное и общественное в человеке
17 февраля в 18:00
Урок 11
Общество
3 марта в 18:00
Урок 12
Наука
10 марта в 18:00
Урок 13
Духовная сфера общества
17 марта в 18:00
Урок 14
Государство
24 марта в 18:00
Урок 15
Избирательный процесс
31 марта в 18:00
Урок 16
Право в системе социальных норм
7 апреля в 18:00
Урок 17
Конституционное право
14 апреля в 18:00
Урок 18
Отрасли частного права
21 апреля в 18:00
Урок 19
Отрасли публичного права
28 апреля в 18:00
Урок 20
Правоохранительные органы. Судебная система
16 мая в 18:00
Урок 21
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
26 мая в 18:00
Урок 22
Структура эссе
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.