«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Обществознание. Годовой курс 22 урока, 44 часа
Экономика
Урок 1
Бесплатный
Экономика. Наука и хозяйство
Урок 2
Бесплатный
Экономические системы
Урок 3
Бесплатный
Экономические циклы
Урок 4
Бесплатный
Бюджет
Урок 5
Бесплатный
Финансовая система
Социология
Урок 6
Бесплатный
Социальная дифференциация
Урок 7
Бесплатный
Взаимодействие социальных групп
Урок 8
Бесплатный
Социальные нормы
Урок 9
Бесплатный
Социализация индивида
Человек и общество
Урок 10
Бесплатный
Природное и общественное в человеке
Урок 11
Бесплатный
Общество
Урок 12
Бесплатный
Наука
Урок 13
Бесплатный
Духовная сфера общества
Политика
Урок 14
Бесплатный
Государство
Урок 15
Бесплатный
Избирательный процесс
Право
Урок 16
Бесплатный
Право в системе социальных норм
Урок 17
Бесплатный
Конституционное право
Урок 18
Бесплатный
Отрасли частного права
Урок 19
Бесплатный
Отрасли публичного права
Урок 20
Бесплатный
Правоохранительные органы. Судебная система
Структура и содержание варианта экзаменационной работы по обществознанию
Урок 21
Бесплатный
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
Урок 22
Бесплатный
Структура эссе
Урок 12. Наука

Методы, форма и структура научного познания

Формы знаний, методы получения знания. Истина, критерии истины. Отличие научного от других видов познания.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.

Наименование

Сущность

Житейское

Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию

Научное

Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)

Практическое

Овладение вещами, преобразование природы

Художественное

Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии

Рациональное

Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением

Иррациональное

Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

 

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука — особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
Наука — особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)

В зависимость от своего предмета разделяют:

  • науки о природе: биология, физика, химия.
  • науки об обществе: обществознание, социология, экономика (гуманитарные, социальные науки)
  • науки о познании и мышлении: логика, гносеология, диалектика
  • технические науки: математика, механика, информатика.

По возможности непосредственного применения результатов на практике

  • Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику (математика, биология, химия, физика)
  • Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем (генетика, социология, селекция, конфликтология).

Функции науки

Наименование функции

Ее содержание

Культурно-мировоззренчес-кая

Помогает человеку выстроить их в целостную систему, выработать свое мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры

Познавательно-объяснительная

Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития

Прогностическая

Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению

Целью науки является получение объективного знания.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются:

  • объективность добываемого знания;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения знаний;
  • универсальность;
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Уровни научного познания:

  • Эмпирический
  • Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
  • Теоретический
  • Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений

Методы научного познания:

  • Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
  • Универсальные методы
  • Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация

Формы научного познания:

  • Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
  • Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
  • Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
    Проблема может быть теоретической или практической.
    Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
  • Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
    В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
  • Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение
  • Социальное познание — процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
    Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

  1. Субъект и объект познания совпадают. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).
  2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.
  3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.
  4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.
  5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
  6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Любая наука ставит своей задачей установление истины.

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

  • Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
  • Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
  • Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами  в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.

Критерий истины — это то, что удостоверяет истина ли это и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины:

  • соответствие законам логики;
  • соответствие ранее открытым законам той или иной науки;
  • соответствие фундаментальным законам;
  • практика;
  • простота,
  • экономичность формы;
  • парадоксальность идеи.

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
25 ноября в 18:00
Урок 1
Экономика. Наука и хозяйство
2 декабря в 18:00
Урок 2
Экономические системы
9 декабря в 18:00
Урок 3
Экономические циклы
16 декабря в 18:00
Урок 4
Бюджет
23 декабря в 18:00
Урок 5
Финансовая система
13 января в 18:00
Урок 6
Социальная дифференциация
20 января в 18:00
Урок 7
Взаимодействие социальных групп
27 января в 18:00
Урок 8
Социальные нормы
3 февраля в 18:00
Урок 9
Социализация индивида
10 февраля в 18:00
Урок 10
Природное и общественное в человеке
17 февраля в 18:00
Урок 11
Общество
3 марта в 18:00
Урок 12
Наука
10 марта в 18:00
Урок 13
Духовная сфера общества
17 марта в 18:00
Урок 14
Государство
24 марта в 18:00
Урок 15
Избирательный процесс
31 марта в 18:00
Урок 16
Право в системе социальных норм
7 апреля в 18:00
Урок 17
Конституционное право
14 апреля в 18:00
Урок 18
Отрасли частного права
21 апреля в 18:00
Урок 19
Отрасли публичного права
28 апреля в 18:00
Урок 20
Правоохранительные органы. Судебная система
16 мая в 18:00
Урок 21
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
26 мая в 18:00
Урок 22
Структура эссе
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.