
Ленинский пр-т, 32а
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.
Наименование |
Сущность |
Житейское |
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию |
Научное |
Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) |
Практическое |
Овладение вещами, преобразование природы |
Художественное |
Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии |
Рациональное |
Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением |
Иррациональное |
Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки |
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука — особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
Наука — особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)
В зависимость от своего предмета разделяют:
По возможности непосредственного применения результатов на практике
Функции науки
Наименование функции |
Ее содержание |
Культурно-мировоззренчес-кая |
Помогает человеку выстроить их в целостную систему, выработать свое мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры |
Познавательно-объяснительная |
Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
Прогностическая |
Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
Целью науки является получение объективного знания.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются:
Уровни научного познания:
Методы научного познания:
Формы научного познания:
Особенности социального познания
Любая наука ставит своей задачей установление истины.
Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.
Критерий истины — это то, что удостоверяет истина ли это и позволяет отличить ее от заблуждения.
Возможные критерии истины: