
Ленинский пр-т, 32а
Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
Функции культуры
Наименование функции |
Ее содержание |
Познавательная |
Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе |
Оценочная |
Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная (нормативная) |
Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) |
Информативная |
Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений |
Коммуникативная |
Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение |
Социализации |
Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию |
Основные формы культуры
Элитарная |
Народная |
Массовая |
Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами |
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы) |
Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры) |
Разновидности культуры
Субкультура |
Контркультура |
Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические.) |
Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.) |
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира.
Функции искусства
Наименование функции |
Ее содержание |
Общественно-преобразующая |
Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества |
Художественно-концептуальная |
Анализирует состояние окружающего мира |
Воспитательная |
Формирует личность, чувства и мысли людей |
Эстетическая |
Формирует эстетические вкусы и потребности человека |
Утешительно-компенсаторная |
Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности |
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов (см. продробно конспект к занятию «Наука».
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) это вера в сверхъестественное (в Бога, высший разум);
Древние религии
Форма религии |
Ее сущность |
Тотемизм (англ. totem на языке сев.-амер. индейцев букв, «его род») |
Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт, feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. |
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) |
Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий |
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
Функции религии
Наименование функции |
Ее содержание |
Мировоззренческая |
Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек. |
Компенсаторная (терапевтическая) |
Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение |
Регулятивная |
Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность |
Интегрирующая |
Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция) |
Культуро-транслирующая |
Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению |
Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками:
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей с помощь категорий «добро-зло», «справедливость – несправедливость».
Развитие норм морали
Наименование нормы |
Сущность |
Характер нормы |
Чем поддерживается |
Когда возникает |
Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки) |
Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) |
Распространяется на членов данной общины |
Мистическая боязнь определенных актов или существ |
Родовой строй |
Обычай |
Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах |
Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора |
Авторитет общественного мнения |
|
Традиция (лат. traditio — передача) |
Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения |
|||
Моральные правила |
Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни |
Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение |
Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения |
Разложение родового строя |
Важнейшие функции морали в обществе:
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования
Наименование функции |
Ее содержание |
Экономическая |
Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности |
Социальная |
Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности |
Культурная |
Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей |
Общие тенденции в развитии образования
Тенденция |
Ее сущность |
Демократизация процесса образования |
Получить образование на конкурсной основе может каждый желающий |
Рост продолжительности образования |
Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения |
Непрерывность образования |
В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии |
Гуманизация образования |
Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям |
Гуманитаризация образования |
Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний |
Интернационализация процесса образования |
Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем |
Компьютеризация процесса образования |
Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба |