«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Обществознание. Годовой курс 22 урока, 44 часа
Экономика
Урок 1
Бесплатный
Экономика. Наука и хозяйство
Урок 2
Бесплатный
Экономические системы
Урок 3
Бесплатный
Экономические циклы
Урок 4
Бесплатный
Бюджет
Урок 5
Бесплатный
Финансовая система
Социология
Урок 6
Бесплатный
Социальная дифференциация
Урок 7
Бесплатный
Взаимодействие социальных групп
Урок 8
Бесплатный
Социальные нормы
Урок 9
Бесплатный
Социализация индивида
Человек и общество
Урок 10
Бесплатный
Природное и общественное в человеке
Урок 11
Бесплатный
Общество
Урок 12
Бесплатный
Наука
Урок 13
Бесплатный
Духовная сфера общества
Политика
Урок 14
Бесплатный
Государство
Урок 15
Бесплатный
Избирательный процесс
Право
Урок 16
Бесплатный
Право в системе социальных норм
Урок 17
Бесплатный
Конституционное право
Урок 18
Бесплатный
Отрасли частного права
Урок 19
Бесплатный
Отрасли публичного права
Урок 20
Бесплатный
Правоохранительные органы. Судебная система
Структура и содержание варианта экзаменационной работы по обществознанию
Урок 21
Бесплатный
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
Урок 22
Бесплатный
Структура эссе
Урок 14. Государство

Формы и признаки государственного правления

Признаки государства. Функции государства. Форма правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Власть = способность к влиянию

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

Политическая система состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру.

Элементы политической системы:

  1. институциональная - политические организации (государство, политические партии)
  2. коммуникативная - совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между нациями, классами, социальными группами по поводу их участия в организации политической власти.
  3. нормативная - политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности (Конституция, законы, политические принципы, взгляды и др.).
  4. культурно-идеологическая – совокупность различных политических идей, взглядов, представлений (политические идеологии: принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции, политическая психология: чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения).
  5. функциональная - методы и способы осуществления политической деятельности.

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно территориальные единицы. Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренние функции — это основные направления деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:

  • функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;
  • функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;
  • политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);
  • экономическая функция (выработка экономической политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);
  • социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);
  • экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);
  • идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).

К внешним функциям относятся:

  • защита страны от внешней угрозы (содержание вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.):
  • взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

  • Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).
  • Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

Основные признаки государства:

  1. Территория, на которой государство осуществляет независимую власть и может защищать ее от вторжения со стороны других государств.
  2. Население, которое составляют все граждане, проживающие на его территории.
  3. Политическая власть - организованное концентрированное принуждение одной частью общества другой его части.
  4. Суверенитет - независимость государственной власти во внутренних и внешних делах.
  5. Правовая система, обеспечивающая законность и правопорядок в государстве.
  6. Налоговая система, обеспечивающая экономическую самостоятельность государства.

Дополнительные признаки государства: флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава т.д.).

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента:

  • форму правления,
  • форму государственного устройства
  • политический режим.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики.

Монархия — это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (от слов: monos — один, единый и arche — главенство, власть).

Признаками монархической формы правления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;
  • наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • юридическая независимость и безответственность монарха перед народом.

Монархическая форма правления имеет три разновидности: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

  • Абсолютная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ни чем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.
  • Дуалистическая монархия — это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области.

Большинство современных монархий являются парламентарными.

  • Парламентарная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной — правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его.

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризуется несколькими признаками:

  • источником власти признается народ;
  • коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;
  • все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);
  • органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);
  • высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий;
  • должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Принято различать три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

  • Президентская республика — это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все назначения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената. Однако ответственно правительство только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший законодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер- министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Типичной президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.
  • Парламентская республика — это такая форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской, в парламентской республике глава государства избирается на заседании парламента, который он может распустить по рекомендации правительства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер министр, который фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несет ответственность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике президентские полномочия номинальны, любые политические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность. Парламентская республика существует в Италии, ФРГ, Индии и др.
  • Смешанная (полупрезидентская) республика — такая форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. Как и в президентской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенародным голосованием. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республики — Франция, Россия.

По форме государственного (территориального) устройства государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно территориальные единицы, которые не обладают какой либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Гражданство унитарного государства — единое, административно территориальные образования собственного гражданства не имеют. В унитарном государстве функционирует и единая система права.

Другой формой государственного устройства является федерация, представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.
Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации — двойное: каждый гражданин — гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. Налоговая система федерации — двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Политико-правовые режимы различаются по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод и делятся на демократические и антидемократические.

В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Тоталитарный режим — это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства.

Выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

  • наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;
  • наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего»;
  • монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;
  • монополия государства на средства вооруженной борьбы;
  • наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;
  • подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита)" Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Деятельность политической оппозиции запрещена. Режим потенциально опирается на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитаризм — это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих тоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
25 ноября в 18:00
Урок 1
Экономика. Наука и хозяйство
2 декабря в 18:00
Урок 2
Экономические системы
9 декабря в 18:00
Урок 3
Экономические циклы
16 декабря в 18:00
Урок 4
Бюджет
23 декабря в 18:00
Урок 5
Финансовая система
13 января в 18:00
Урок 6
Социальная дифференциация
20 января в 18:00
Урок 7
Взаимодействие социальных групп
27 января в 18:00
Урок 8
Социальные нормы
3 февраля в 18:00
Урок 9
Социализация индивида
10 февраля в 18:00
Урок 10
Природное и общественное в человеке
17 февраля в 18:00
Урок 11
Общество
3 марта в 18:00
Урок 12
Наука
10 марта в 18:00
Урок 13
Духовная сфера общества
17 марта в 18:00
Урок 14
Государство
24 марта в 18:00
Урок 15
Избирательный процесс
31 марта в 18:00
Урок 16
Право в системе социальных норм
7 апреля в 18:00
Урок 17
Конституционное право
14 апреля в 18:00
Урок 18
Отрасли частного права
21 апреля в 18:00
Урок 19
Отрасли публичного права
28 апреля в 18:00
Урок 20
Правоохранительные органы. Судебная система
16 мая в 18:00
Урок 21
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
26 мая в 18:00
Урок 22
Структура эссе
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.