«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Обществознание. Годовой курс 22 урока, 44 часа
Экономика
Урок 1
Бесплатный
Экономика. Наука и хозяйство
Урок 2
Бесплатный
Экономические системы
Урок 3
Бесплатный
Экономические циклы
Урок 4
Бесплатный
Бюджет
Урок 5
Бесплатный
Финансовая система
Социология
Урок 6
Бесплатный
Социальная дифференциация
Урок 7
Бесплатный
Взаимодействие социальных групп
Урок 8
Бесплатный
Социальные нормы
Урок 9
Бесплатный
Социализация индивида
Человек и общество
Урок 10
Бесплатный
Природное и общественное в человеке
Урок 11
Бесплатный
Общество
Урок 12
Бесплатный
Наука
Урок 13
Бесплатный
Духовная сфера общества
Политика
Урок 14
Бесплатный
Государство
Урок 15
Бесплатный
Избирательный процесс
Право
Урок 16
Бесплатный
Право в системе социальных норм
Урок 17
Бесплатный
Конституционное право
Урок 18
Бесплатный
Отрасли частного права
Урок 19
Бесплатный
Отрасли публичного права
Урок 20
Бесплатный
Правоохранительные органы. Судебная система
Структура и содержание варианта экзаменационной работы по обществознанию
Урок 21
Бесплатный
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
Урок 22
Бесплатный
Структура эссе
Урок 15. Избирательный процесс

Виды и типы политических партий, стадии избирательного процесса

Политические партии. Виды избирательных систем. Политическое участие. Политическое лидерство.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Политическая партия (от лат. pars (partis) — часть, участие, доля) — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).
Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.

Отличительные признаки политической партии

  1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.
  2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.
  3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.
  4. Наличие организации:
  • в любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;
  • любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;
  • любая партия имеет устав, т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.

Виды политических партий

Основа классификации

Виды партий

Идеологическая направленность

  • Социал-демократические — выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод
  • Коммунистические — стремятся к полному огосударствлению экономики, распределению богатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т. д.
  • Консервативные и либеральные — ориентируются на разгосударствление экономики и некоторых других сфер жизни, т. е. на минимизацию участия государства в жизни общества
  • Клерикальные — придерживаются религиозной идеологии.
  • Националистические — строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей.

Участие в осуществлении власти

  • Правящие — это те партии, которые находятся у власти
  • Оппозиционные — это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу — завоевать власть: легальные, полулегальные, нелегальные

Шкала политического спектра

  • Левые партии (социалистические и коммунистические партии):
    • за реформы;
    • за вытеснение частного сектора;
    • социальная защита трудящихся;
    • радикально-революционные методы действия
  • Центристские партии:
    • компромисс;
    • сотрудничество
  • Правые партии (либеральные и консервативные партии):
    •  за сильное государство;
    •  охрана частной собственности;
    • за стабильность;
    •  отрицательное отношение к революции

Способ деятельности

  • Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти
  • Революционные — стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными

Характер членства

  • Кадровые партии:
    • немногочисленны;
    • в них свободное членство;
    • опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту;
    • в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию;
    •  проводят деятельность только в период выборов
  • Массовые партии:
    • многочисленны;
    • в них преобладает воспитательная функция;
    • отличаются тесной связью между членами партии;
    • в них есть жесткая дисциплина;
    • есть первичные парторганизации;
    • их деятельность проводится систематически

Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Основные принципы демократического избирательного права

Принципы

Их сущность

Принцип равенства

Кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов

Принцип всеобщности

Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами.
В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых — лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами Российской Федерации).
Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде в мире не применяются.

Принцип тайного голосования

Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него

Принцип непосредственности

Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах президента США, а также не соблюдался в дореволюционной России

Принцип состязательности

Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.

Принцип гласности

Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках

Принцип свободы выборов

Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление

Принцип ограничения срока выборов

Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством

Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, т.е. распределение мандатов по итогам голосования может производиться при помощи мажоритарной либо пропорциональной системы подсчета голосов.

  • Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». Разновидностями мажоритарной системы являются мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения результатов к то, что избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей. Однако существенны и ее недостатки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49% голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов), что ведет к росту абсентеизма (уклонение от участия в выборах).
    При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается ТОТ кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования. Однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората.
  • Пропорциональная избирательная система — это способ определения результатов голосования основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата: для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список.

После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»).
Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, не набравшие определенного числа голосов (как правило, 5%), отстраняются от распределения мандатов, и собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.

В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т. е. независимости депутата от избирателей. Принцип свободного мандата реализован и в избирательном законодательстве Российской Федерации. В бывших же советских республиках существовал так называемый императивный мандат, согласно которому депутат был «связан» в своей деятельности наказами избирателей, ответственен перед ними и мог быть досрочно отозван.

Отличительные признаки политических движений:

  1. Стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).
  2. Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:
  • в большей степени приближены к обыденной жизни людей, чем политические партии;
  • более широкая, аморфная, пестрая социальная база, чем у политической партии;
  • необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.
  1. Не имеют строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается.
  2. Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Значительное влияние на власть и политику оказывают политические партии и движения. Но в каждом государстве, в каждой партии всегда есть авторитетный руководитель. Такого руководителя принято называть лидером, благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших; наделяется властными полномочиями: правом направлять волю, усилия, интеллект людей, оперировать материальными и финансовыми ценностями.

Политический лидер — ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования в стране.

Типы лидерства (по основанию власти)

  • Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.
  • Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.
  • Харизматический (гр. charisma — милость, Божий дар) — опирается на особую притягательную силу лидера.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, т. е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства как такового. Иными словами, государство создает лишь «рамочные условия», общие «правила игры» для той самодеятельности, того самоуправления, которыми и живо в конечном итоге гражданское общество. Здесь государство выступает как закон, обязательный и для него самого.

Средства массовой информации представляют собой:

  • Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.
  • Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу и т.д.

Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д.

Функции СМИ

Наименование функции

Ее содержание

Информационная

Предоставление информации всем заинтересованным лицам

Коммуникативная

Установление контакта с массовой аудиторией как совокупностью субъектов, имеющих цель получить информацию

Непосредственно-организаторская

Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе

Идеологическая (социально-ориентирующая)

Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения

Культурно-образовательная

Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образах общемировой культуры

Рекреативная

Создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
25 ноября в 18:00
Урок 1
Экономика. Наука и хозяйство
2 декабря в 18:00
Урок 2
Экономические системы
9 декабря в 18:00
Урок 3
Экономические циклы
16 декабря в 18:00
Урок 4
Бюджет
23 декабря в 18:00
Урок 5
Финансовая система
13 января в 18:00
Урок 6
Социальная дифференциация
20 января в 18:00
Урок 7
Взаимодействие социальных групп
27 января в 18:00
Урок 8
Социальные нормы
3 февраля в 18:00
Урок 9
Социализация индивида
10 февраля в 18:00
Урок 10
Природное и общественное в человеке
17 февраля в 18:00
Урок 11
Общество
3 марта в 18:00
Урок 12
Наука
10 марта в 18:00
Урок 13
Духовная сфера общества
17 марта в 18:00
Урок 14
Государство
24 марта в 18:00
Урок 15
Избирательный процесс
31 марта в 18:00
Урок 16
Право в системе социальных норм
7 апреля в 18:00
Урок 17
Конституционное право
14 апреля в 18:00
Урок 18
Отрасли частного права
21 апреля в 18:00
Урок 19
Отрасли публичного права
28 апреля в 18:00
Урок 20
Правоохранительные органы. Судебная система
16 мая в 18:00
Урок 21
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
26 мая в 18:00
Урок 22
Структура эссе
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.