«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Как писать сочинение (эссе) 7 уроков, 11 часов
Урок 5. Информационная обработка текста

Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Анализ работ по критериям. Примеры работ. Разбор сочинений

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Читаем текст.

(1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.

(2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. (3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. (4)Ровные тёмные брови, длинные ресницы. (5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.

(6)До сих пор слышу её негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук, шершавое тепло платья на её плече. (7)Это не имеет отношения к возрасту, это вечно.

(8)Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. (9)Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. (10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

(11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. (12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. (13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. (14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.

(15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16)У меня для неё было другое слово – мамочка. (17)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (18)У меня отросли усы, появился бас. (19)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(20)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе,  у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (21)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (22)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… (23)Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

– Мамочка!

(24)А потом были письма. (25)И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. (26)В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. (27)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (28)Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(29)Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (30)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (31)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (32)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(33)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. (34)И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(35)А я поверил легенде. (36)Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь. (37)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (38)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (39)Мать писала эти письма, пока билось сердце… (По Ю.Я. Яковлеву)

 

Сочинение к тексту.

Читаем работу, анализируем ошибки.

"Мама" - это самое первое в жизни слово. Она самый главный человек в жизни каждого. Недаром одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с местом мамы в жизни человека.

Текст Ю.Я. Яковлева заставил меня задуматься над проблемой роли матери в жизни человека. Повествователь рассуждает над поднятой им проблемой не отстранённо, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Мама является самым главным человеком в жизни каждого. Её любовь безгранична, а дети "даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери".

Автор считает, что мама - это самый дорогой человек в жизни. Он рассказывает историю из собственной жизни, когда, служа на фронте, он получал письма от матери, которые помогали ему выжить в трудные минуты. Сам Яковлев, в свою очередь, всегда называл свою маму мамочкой и никогда не называл её матерью, мамой. Писатель убеждён, что "без любви к матери в сердце - холодная пустота".

Трудно не согласиться с автором текста в том, что роль матери в жизни человека колоссальная. Она всегда нас поддержит, отдаст последнее, что у неё есть. Этот человек является главной опорой и поддержкой по жизни. Мама - это самый добрый и дорогой человек на свете.

Проблема роли матери в жизни человека волновала многих великих русских писателей, в частности Ф.М. Достоевского. Мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, постоянно болела за своего сына. Несмотря на свои долги, она занимает ещё и высылает ему деньги. Она всегда верила в него, отдавала последнее, что у неё есть. Даже подозревая, какое преступление совершил её сын, она до последней своих дней переживала за него и верила, что он станет великим человеком.

Также вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого "Война и мир". Отношения Наташи Ростовой и её матери более, чем доверительные. Наташа всегда любила прийти к маме в спальню и долго-долго разговаривать о чём-либо. В своей маме Наташа видит подругу, с которой можно обсудить самые сокровенные вещи.

Текст Ю.Я. Яковлева натолкнул меня на размышления об огромной роли матери в жизни человека. Действительно, мама - самый близкий человек на земле, она - лучик света, который освещает наш жизненный путь.

 

Оценка работы:

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Итог

1

3

1

3

1

1

3

2

2

2

1

1

22

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
Алексеева Вера Олеговна
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.