«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Как писать сочинение (эссе) 7 уроков, 11 часов
Урок 6. Информационная обработка текста
Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Анализ работ по критериям

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Читаем текст.

(1)Недавно прочитал в журнале статью своего коллеги. (2)Говоря о нашем обществе, о наших многочисленных проблемах, он порадовался, что нынешние россияне освободились от предрассудков, от ханжества, которое так мешало нам раньше. (3)Вот тут, мне кажется, нужно кое-что уточнить.

(4)Что понимается под предрассудками? (5)Если понимать под предрассудками суеверия, ничем не оправданные предубеждения, то, конечно, такие предрассудки достойны осуждения. (6)И вот Пушкин пишет в письме Чаадаеву: «…я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; … как человек с предрассудками – я оскорблён…» (7)Но вряд ли он имеет в виду суеверия, чёрных кошек и «пережитки прошлого».

(8)Предрассудки у него – это не нечто нелепое, отжившее. (9)В данном случае Пушкин говорит о том, что «включается» перед рассудком. (10)До него. (11)Раньше него. (12)О том, что живёт в сознании человека всегда, что составляет его эмоциональную и подсознательную память, что заложено в него прошлым, что не зависит от воли. (13)И что же это за предрассудки? (14)Да всё те же понятия допустимого и недопустимого, возможного и невозможного, справедливого и несправедливого, благородного и бесчестного.

(15)Рассудочное, оценочное осмысление происходящего наступит потом, и кто знает, какими выводами и умозаключениями оно закончится. (16)Но предрассудок уже сработал, уже настроил человека определённым образом, и нельзя не принимать его во внимание.

(17)Теперь о ханжестве. (18)В любом толковом словаре пишут, что ханжа – это «лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью». (19)Всё так, и ханжество – штука действительно неприятная, но… (20)Нам-то сегодня о ханжестве только мечтать можно! (21)Нам ещё до него добраться нужно! (22)Нам ещё дожить надо до времён, когда у нас чиновники и просто граждане смогут выговаривать нужные высокие слова, понимая их смысл.    

(23)Ханжа хоть и не всегда, но должен совершать действия в соответствии с теми высокими понятиями, которые его вынуждает провозглашать общественное мнение. (24)А вот ждать благородных дел и честных решений от человека, убеждённого, что благородных помыслов и честности не существует в природе, просто бесполезно. (25)Нет, с ханжой ещё можно ужиться, а вот с откровенным и принципиальным «сверхчеловеком», человеком без предрассудков…

(26)На Западе разбогатевший человек обязательно занимается благотворительностью. (27)Не потому, что он такой святой. (28)А потому, что пусть попробует не заняться! (29)Нет, уголовно его преследовать не будут, а вот изгоем, не допускаемым в приличное общество, обязательно сделают.

(30)Вот о чём речь. (31)Как нам ввести в нашу жизнь высокие понятия долга и чести, совести и служения народу. (32)Чтобы, борясь с ханжеством, не впасть в дикость. (По И. Серкову)

 

Сочинение к тексту.

Читаем работу, анализируем ошибки.

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с ханжеством. «Ханжа – это «лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью». Именно такое определение, по словам автора, можно найти в любом словаре.

Текст И. Серкова заставил меня задуматься над проблемой лицемерия в обществе. Писатель рассуждает над поднятой им проблемой не отстранённо, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.

Автор считает, что хоть ханжество – «штука действительно неприятная», но лучше жить с лицемером, чем с принципиальным «сверхчеловеком». Он убеждён, что сегодня о ханжестве «только мечтать можно!»

Я не могу полностью согласиться с авторской точкой зрения о том, что ханжество лучше человека без предрассудков. Я считаю, что оба этих качества неприемлемы для человека, а находится рядом с лицемером просто неприятно.

Проблема лицемерия волновала многих великих русских писателей, в частности А.С. Грибоедова. В своей комедии «Горе от ума» автор показывает нам фамусовское общество, люди в котором ценят других по их чинам, происхождению и богатству. Ради достижения своей цели они готовы даже унизиться, поступать нечестно, в общем, лицемерить.

Также вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Автор показал нам эгоистичный мир миллионеров. Люди этого мира везде ищут выгоду, не думая о других. Главный герой произведения живёт в мире притворства, лжи и лицемерия, забыв, как выглядит правда.

Текст И. Серкова натолкнул меня на размышления об огромной роли лицемерия в обществе. Сейчас так часто можно встретить данное качество в людях, которое не несёт в себе ничего, кроме презрения.

 

Оценка работы:

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Итог

1

1

1

3

1

1

3

3

2

2

1

1

20

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
Алексеева Вера Олеговна
(звонок бесплатный) (беспл.)
8 (499) 390 71 57
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
©2018 Все права защищены.