«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Как писать сочинение (эссе) 7 уроков, 11 часов
Урок 7. Информационная обработка текста
Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Анализ работ по критериям

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Читаем текст.

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

(48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.  (По Ф.А. Вигдоровой)

 

Сочинение к тексту.

Читаем работу, анализируем ошибки.

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с мужеством.

Текст Ф.А. Вигдоровой заставил меня задуматься над проблемой мужества в повседневной жизни. Автор рассуждает над поднятой им темой не отстранённо, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.

Писательница считает, что даже самые мужественные люди порой проявляют трусость в повседневной жизни и вместо того, чтобы сказать слово в пользу справедливости, думают: "Уж лучше промолчу". Вигдорова рассказывает о мальчике, который "не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок", однако он не может признаться в том, что стекло разбил он. Автор считает, что люди бояться последствий: исключения из школы, увольнения с работы. Они бояться этого даже больше, чем смерти. Автор приводит слова поэта-декабриста Рылеева, которые точно описывают основную мысль текста: "Удивительное дело, мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости".

Трудно не согласиться с автором текста в том, что порой даже самые отважные люди проявляют трусость в бытовой жизни. Такими людьми движет страх потери своего места, социального статуса. Боязнь потери работы, исключения из школы считается самым большим наказанием.

Эта проблема была затронута многими писателями Русской литературы, в частности Ф.М. Достоевским. Вспомним его роман "Преступление и наказание", главный герой которого, Родион Раскольников, не побоялся вытащить детей из горящего дома, но побоялся признаться в содеянном им преступлении. Он боялся не потому, что он трус, а потому, что не хотел упасть в глазах своих близких, получать наказания за содеянное, отправляться на каторгу.

Но есть и люди, которые не бояться бороться за справедливость. Вспомним историю из жизни А.П. Чехова. Когда у Горького забрали звание почётного академика Петербургской академии наук, Чехов вместе с Короленко публично заявили, что в знак несогласия с этим решением отказываются от своих званий почётных академиков. Таким образом они не побоялись заступиться за товарища, потому что справедливость для них важнее званий.

Текст Ф.А. Вигдоровой заставил меня задуматься об огромной роли мужества в повседневной жизни. Действительно, мужественным надо оставаться при любых обстоятельствах, ведь "слово "мужество" не имеет множественного числа".

 

Оценка работы:

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Итог

1

1

1

3

2

1

2

3

1

2

1

1

20

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
Алексеева Вера Олеговна
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.