
Ленинский пр-т, 32а
Экономический цикл это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности. В цикле выделяют следующие фазы.
Фазы экономического цикла:
В период подъема наблюдается рост ВВП, в период кризиса — падение ВВП.
Что такое ВВП?
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период.
Особенности расчета ВВП.
В показатель не включается:
Три метода подсчета ВВП:
По расходам | По доходам | По добавленной стоимости |
Суммированием всех произведенных в обществе расходов, включающих потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны). | Суммированием всех доходов в обществе: косвенные налоги, заработная плата (кроме зарплат государственных служащих, так как они выплачиваются из гос. бюджета), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи. | По стоимости, складывающейся в процессе производства на данном предприятии и характеризующей его реальный вклад в создание конечного продукта; включающей зарплату и прибыль. |
Рост реального ВВП называют экономический рост.
Достижение экономического роста возможно двумя путями:
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.
К экономически активному населению относятся люди в трудоспособном возрасте (от 16-60), которые имеют возможность и желание трудиться.
Основные виды безработицы:
Иногда как самостоятельный вид выделяют сезонную безработицу (в строительстве, курортном хозяйстве зимой).
Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.
Виды инфляции:
Признак классификации | Вид | Экономический смысл |
По причине возникновения | Со стороны спроса | избыточный совокупный спрос, «толкает» цены вверх |
Со стороны предложения | увеличение издержек производства (заработной платы, цен на сырьё и энергию) вызывает рост цен | |
По характеру протекания | Открытая | Проявляется в росте цен |
Скрытая | Проявляется в появлении дефицита товаров | |
По темпу роста цен | Умеренная (ползучая) | Рост цен небольшой (до 10% в год) |
Галопирующая | Рост цен до 200% в год | |
Гиперинфляция | Рост цен более 200% в год |
Виды конкурентных рынков:
множество продавцов стандартного товара (пшеница, кофе), ни один из которых не имеет возможности влиять на цену;
множество продавцов дифференцированных товаров (книги, одежда, косметика). Каждый может контролировать цену лишь на свой товар;
несколько крупных продавцов, возможно в сговоре, контролируют цены, высокие барьеры для входа в отрасль (мобильная связь);
единственный производитель уникального товара, барьеры для входа в отрасль непреодолимы (метро).