«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Обществознание. Годовой курс 22 урока, 44 часа
Экономика
Урок 1
Бесплатный
Экономика. Наука и хозяйство
Урок 2
Бесплатный
Экономические системы
Урок 3
Бесплатный
Экономические циклы
Урок 4
Бесплатный
Бюджет
Урок 5
Бесплатный
Финансовая система
Социология
Урок 6
Бесплатный
Социальная дифференциация
Урок 7
Бесплатный
Взаимодействие социальных групп
Урок 8
Бесплатный
Социальные нормы
Урок 9
Бесплатный
Социализация индивида
Человек и общество
Урок 10
Бесплатный
Природное и общественное в человеке
Урок 11
Бесплатный
Общество
Урок 12
Бесплатный
Наука
Урок 13
Бесплатный
Духовная сфера общества
Политика
Урок 14
Бесплатный
Государство
Урок 15
Бесплатный
Избирательный процесс
Право
Урок 16
Бесплатный
Право в системе социальных норм
Урок 17
Бесплатный
Конституционное право
Урок 18
Бесплатный
Отрасли частного права
Урок 19
Бесплатный
Отрасли публичного права
Урок 20
Бесплатный
Правоохранительные органы. Судебная система
Структура и содержание варианта экзаменационной работы по обществознанию
Урок 21
Бесплатный
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
Урок 22
Бесплатный
Структура эссе
Урок 6. Социальная дифференциация

Социальная стратификация, мобильность и дифференциация

Социальная стратификация. Социальная мобильность. Маргинальность.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Мы знаем, что как отдельные люди, так и целые группы занимают неодинаковое положение в обществе. Это положение определяется их правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти.

Социальная дифференциация (от лат. differentia — различие) — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.
Неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами и слоями населения.
На ранних этапах общественного развития социально значимыми являются такие индивидуальные характеристики, как пол, возраст, родство. Реально существующее здесь объективное неравенство интерпретируется как естественный порядок вещей, т. е. как отсутствие социального неравенства.
В традиционном обществе, основанном на разделении труда, зарождается сословная структура: крестьяне, ремесленники, знать. Однако в этом обществе объективное неравенство осознается как проявление Божественного порядка, а не как социальное неравенство.
В современном обществе объективное неравенство уже осознается в качестве проявления социального неравенства.
Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.
Под стратой (от лат. stratum — слой, настил) в социологии понимается реальная группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).
Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социальная стратификация представляет собой разделение общества на социальные слои (страты).

Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Выделяются следующие критерии стратификации: доход; власть; образование; престиж.
Стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения:

1. Верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям.

2. Верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

Исторические виды стратификационных систем

Наименование системы Ее сущность
Рабство Форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод.
Кастовая система Система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста — социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Место в общественной иерархии детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда.
Сословная система Система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.
Классовая система Система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. Класс — большая социальная группа, различающаяся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается

Социальная стратификация выполняет две функции — является методом выявления социальных слоев данного общества и дает представление социального портрета данного общества.

Социальная мобильность (лат. mobilis — подвижный) — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества.

Виды социальной мобильности:

  • Вертикальная — движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.
  • Горизонтальная — географическое перемещение между районами, городами, странами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).
  • Индивидуальная — перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.
  • Групповая — перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции свергнутый класс уступает господствующие позиции пришедшему к власти новому классу).
  • Межпоколенная — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).
  • Внутрипоколенная — изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).
  • Организованная — перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.
  • Структурная — вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами». К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак, профессиональный спорт, политика, церковь.
На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д.
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам (от фр. marginal — побочный, на полях) относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.

Существуют следующие типы маргиналов:

  • этномаргиналы — возникают в результате миграции в чужую этническую среду;
  • социомаргиналы — появляются в связи с незавершенностью социального перемещения;
  • экономические маргиналы — порождены потерей работы и материального благополучия;
  • политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;
  • религиозные маргиналы — лица, стоящие вне традиционных конфессий;
  • биомаргиналы — люди, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства.

В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т. д.

Формы маргинализации:

  • Десоциализация (люмпенизация): перемещение на дно общества, утрата прав и обязанностей, снижение интеллектуального и жизненного уровня (напр. нищие, бродяги, бомжи); традиционные маргиналы;
  • Ресоциализация : утрата прежних социальных функций и социального положения при сохранении интеллектуального и профессионального потенциала (возможно и высокого уровня жизни); вытеснение из процесса активной социальной деятельности: производственной, политической, культурной. Это –«новые маргиналы»: безработные, эмигранты и мн. др.

Пути в маргинальную ситуацию:

  • Добровольный разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;
  • Вытеснение (или насильственный выброс) за пределы активной жизни и законности.

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
25 ноября в 18:00
Урок 1
Экономика. Наука и хозяйство
2 декабря в 18:00
Урок 2
Экономические системы
9 декабря в 18:00
Урок 3
Экономические циклы
16 декабря в 18:00
Урок 4
Бюджет
23 декабря в 18:00
Урок 5
Финансовая система
13 января в 18:00
Урок 6
Социальная дифференциация
20 января в 18:00
Урок 7
Взаимодействие социальных групп
27 января в 18:00
Урок 8
Социальные нормы
3 февраля в 18:00
Урок 9
Социализация индивида
10 февраля в 18:00
Урок 10
Природное и общественное в человеке
17 февраля в 18:00
Урок 11
Общество
3 марта в 18:00
Урок 12
Наука
10 марта в 18:00
Урок 13
Духовная сфера общества
17 марта в 18:00
Урок 14
Государство
24 марта в 18:00
Урок 15
Избирательный процесс
31 марта в 18:00
Урок 16
Право в системе социальных норм
7 апреля в 18:00
Урок 17
Конституционное право
14 апреля в 18:00
Урок 18
Отрасли частного права
21 апреля в 18:00
Урок 19
Отрасли публичного права
28 апреля в 18:00
Урок 20
Правоохранительные органы. Судебная система
16 мая в 18:00
Урок 21
Специфика заданий с кратким ответом (часть 1) и заданий с развернутым ответом (часть 2)
26 мая в 18:00
Урок 22
Структура эссе
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.