«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Русский язык. Годовой курс 56 уроков, 112 часов
Урок 1
Бесплатный
Вводное занятие
Нормы литературного языка
Нормы литературного языка
Урок 2
Бесплатный
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Урок 3
Бесплатный
Морфологические нормы
Урок 4
Бесплатный
Синтаксические нормы
Речь. Нормы орфографии
Правописание корней
Урок 5
Бесплатный
Правописание безударных гласных в корнях слов
Урок 6
Бесплатный
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание приставок
Урок 7
Бесплатный
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
Урок 8
Бесплатный
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание согласных
Урок 9
Бесплатный
Правописание согласных
Урок 10
Бесплатный
Правописание согласных. Двойные согласные
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 11
Бесплатный
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 12
Бесплатный
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
Общие правила правописания сложных слов
Урок 13
Бесплатный
Правописание сложных слов
Урок 14
Бесплатный
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи
Урок 15
Бесплатный
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
Урок 16
Бесплатный
Суффиксы и личные окончания глаголов
Правописание суффиксов различных частей речи
Урок 17
Бесплатный
Суффиксы причастий
Урок 18
Бесплатный
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Урок 19
Бесплатный
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
Урок 20
Бесплатный
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
Речь. Нормы пунктуации
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Урок 21
Бесплатный
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок 22
Бесплатный
Предложения с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособлениями
Урок 23
Бесплатный
Предложения с обособленными определениями
Урок 24
Бесплатный
Предложения с обособленными обстоятельствами
Урок 25
Бесплатный
Предложения с обособленными приложениями
Урок 26
Бесплатный
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Урок 27
Бесплатный
Предложения с вводными словами и конструкциями
Урок 28
Бесплатный
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
Пунктуация в сложном предложении
Урок 29
Бесплатный
Сложное предложение
Урок 30
Бесплатный
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Урок 31
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Урок 32
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Урок 33
Бесплатный
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Урок 34
Бесплатный
Сложные синтаксические конструкции
Прямая и косвенная речь
Урок 35
Бесплатный
Предложения с прямой речью
Урок 36
Бесплатный
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
Лексика и фразеология. Выразительность русской речи
Лексические группы русского языка
Урок 37
Бесплатный
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
Урок 38
Бесплатный
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
Группы слов по происхождению и употреблению
Урок 39
Бесплатный
Лексика с точки зрения ее социального распространения
Урок 40
Бесплатный
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
Речь. Языковые средства выразительности
Урок 41
Бесплатный
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
Урок 42
Бесплатный
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
Речь. Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Урок 43
Бесплатный
Текст как речевое произведение
Урок 44
Бесплатный
Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Урок 45
Бесплатный
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
Урок 46
Бесплатный
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Урок 47
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 48
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 49
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Урок 50
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Практикум
Развитие речи
Урок 51
Бесплатный
Сочинение
Урок 52
Бесплатный
Сочинение
Урок 53
Бесплатный
Сочинение
Урок 54
Бесплатный
Сочинение
Урок 55
Бесплатный
Сочинение
Урок 56
Бесплатный
Разбор ЕГЭ
Урок 6. Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Правописание чередующихся гласных в корне слова

Гласные в корнях с чередованием.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Написание чередующихся гласных в корнях е/и; о/а; а/я/им; а/я/ин может зависеть от различных моментов:

  • от ударения;
  • характера согласной, перед которой находится гласная в корне;
  • от суффикса, следующего за корнем;
  • от лексического значения корней.

 

1. Ударением, т.е. по фонетическому принципу, определяется написание гласных в следующих корнях:

-гар-/-гор- - под ударением пишется а: загар, угар, нагар; без ударения - о: загорелый, угореть, подгореть, погорелец, выгорание.

Исключения: выгарки (спец.), изгарь (диал.), пригарь (разг.);

-зар-/-зор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: зарево, зори, зорька; без ударения - а: заря, зарница, озарять, озарение, заревой, зарянка.

Исключение: зоревать;

-клан-/-клон- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: кланяться, поклон; без ударения - о: поклониться, поклонение, склониться и др.;

-твар-/-твор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: творчество, тварь; без ударения - о: творить, претворять, затворить и др.

Исключение: утварь (непроизводное);

-плав-/-плов- - в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловец, пловчиха. В остальных случаях пишется а: плавучий, поплавок, плавник, плавунец (жук-плавунец). В слове плывун (спец.) пишется ы в соответствии с произношением.

2. По согласной, перед которой находится корневая гласная, определяется написание корней:

-кас-/-кос(н)- - перед согласной н пишется о: коснуться, прикосновение; в остальных случаях - а: касаться, касательная;

-лаг-/-лож- - перед согласной г пишется а: излагать, полагать, предполагать; перед согласной ж пишется о: изложить, предложить, положить.

Исключение: полог (непроизводное);

-скак-/-скоч- - без ударения а пишется только перед к: прискакать, обскакать, на скаку; перед ч пишется о: заскочить, выскочка.

Важно! Необходимо различать в написании формы 1-го лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов заскакать (начать скакать) и заскочить (зайти ненадолго); соответственно: заскачу и заскачи - заскочу и заскочи.

-раст-/- ращ-/-рос- - в безударном положении пишется только перед следующими ст и щ: вырасти, выращенный, позарасти, проращенный, возраст, растение; в остальных случаях - о: выросла, водоросли, поросль.

Исключение: отрасль (хотя нет сочетания ст); росток, ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть сочетание ст) и производные от них;

3. От следующего за корнем суффикса зависит написание корней: -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -пир-/-пер-, -тир-/-тер-, -блист-/-блест-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -чит-/-чет- - гласная и пишется, если после корня следует суффикс -а-; в остальных случаях пишется е: прибирать - приберу; задирать - задеру; замирать - замереть - умирать - умереть; запирать - запереть; стирать - стереть - вытереть; блистать - блестеть, блесна, блеснуть; выжигать - выжег; застилать - застелить; вычитать - вычет, вычесть (но: вычитать - вычитка - от читать).

Исключения: сочетать, сочетание, чета (от корня -чет-);

В чередующихся корнях им/а(П.), ин/а(П.) пишутся сочетания им, ин, если за корнем следует суффикс -а-: сжимать - сжать, взимать - взять, обнимать - обнять, занимать - занять, внимать - внять, приминать - примять.

4. По значению различается написание корней:

-мок-(-моч-)/-мак- - в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде» пишется корень -мок-(-моч-): промокательная бумага, непромокаемый плащ, вымоченная рыба; в словах со значением «погружать в жидкость» пишется корень -мак-: макать хлеб в сметану, обмакнуть кисть в краску;

-равн-/-ровн- - в словах со значением «равный, наравне, одинаковый» пишется корень -равн-: поравняться с грузовиком, равнение по росту; в словах со значением «прямой, гладкий, ровный» пишется корень -ровн-: выровнять клумбы, выровненная площадка, подровнять челку.

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.

Примечание. Если после глагола следует дополнение с предлогом с, то всегда пишется корень -равн-: Не сравнивай себя с ним; однако в устаревшем обороте сровнять с землей (разрушить до основания) пишется о.

 

Тренировка задания 8 ЕГЭ

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная    корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

В…рховье

Орн…мент

Т…оретический

К…снулся

П… норама

Выполняем задание

1.   Верховье – однокоренные слова – верхний, верх, вершина, корень верх. Безударная гласная Е проверяется ударением.

2.   Орнамент – слово заимствованное, правописание безударной гласной проверяется по словарю

3.   Теоретический - слово заимствованное, правописание безударной гласной проверяется по словарю (в однокоренном слове ТЕОРИЯ гласная также является безударной)

4.   К…снулся – чередование корней кос(н)-кас-

5.   Панорама - слово заимствованное, правописание безударной гласной проверяется по словарю

Ответ: коснулся

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
4 октября в 16:00
Урок 1
Вводное занятие
6 октября в 16:00
Урок 2
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
11 октября в 16:00
Урок 3
Морфологические нормы
13 октября в 16:00
Урок 4
Синтаксические нормы
18 октября в 16:00
Урок 5
Правописание безударных гласных в корнях слов
20 октября в 16:00
Урок 6
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
25 октября в 16:00
Урок 7
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
27 октября в 16:00
Урок 8
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1 ноября в 16:00
Урок 9
Правописание согласных
8 ноября в 16:00
Урок 10
Правописание согласных. Двойные согласные
10 ноября в 16:00
Урок 11
Правописание гласных после шипящих и Ц
15 ноября в 16:00
Урок 12
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
17 ноября в 16:00
Урок 13
Правописание сложных слов
22 ноября в 16:00
Урок 14
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
24 ноября в 16:00
Урок 15
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
29 ноября в 16:00
Урок 16
Суффиксы и личные окончания глаголов
1 декабря в 16:00
Урок 17
Суффиксы причастий
6 декабря в 16:00
Урок 18
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
8 декабря в 16:00
Урок 19
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
13 декабря в 16:00
Урок 20
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
15 декабря в 16:00
Урок 21
Тире между подлежащим и сказуемым
20 декабря в 16:00
Урок 22
Предложения с однородными членами
22 декабря в 16:00
Урок 23
Предложения с обособленными определениями
12 января в 16:00
Урок 24
Предложения с обособленными обстоятельствами
17 января в 16:00
Урок 25
Предложения с обособленными приложениями
19 января в 16:00
Урок 26
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
24 января в 16:00
Урок 27
Предложения с вводными словами и конструкциями
26 января в 16:00
Урок 28
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
31 января в 16:00
Урок 29
Сложное предложение
2 февраля в 16:00
Урок 30
Пунктуация в сложносочиненном предложении
7 февраля в 16:00
Урок 31
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
9 февраля в 16:00
Урок 32
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
14 февраля в 16:00
Урок 33
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
16 февраля в 16:00
Урок 34
Сложные синтаксические конструкции
21 февраля в 16:00
Урок 35
Предложения с прямой речью
28 февраля в 16:00
Урок 36
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
2 марта в 16:00
Урок 37
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
14 марта в 16:00
Урок 38
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
16 марта в 16:00
Урок 39
Лексика с точки зрения ее социального распространения
21 марта в 16:00
Урок 40
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
23 марта в 16:00
Урок 41
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
28 марта в 16:00
Урок 42
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
30 марта в 16:00
Урок 43
Текст как речевое произведение
4 апреля в 16:00
Урок 44
Смысловая и композиционная целостность текста
6 апреля в 16:00
Урок 45
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
11 апреля в 16:00
Урок 46
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
13 апреля в 16:00
Урок 47
Анализ текстов различных стилей и жанров
18 апреля в 16:00
Урок 48
Анализ текстов различных стилей и жанров
20 апреля в 16:00
Урок 49
Анализ средств связи предложений в текстах
25 апреля в 16:00
Урок 50
Анализ средств связи предложений в текстах
27 апреля в 16:00
Урок 51
Сочинение
16 мая в 16:00
Урок 52
Сочинение
18 мая в 16:00
Урок 53
Сочинение
19 мая в 18:00
Урок 54
Сочинение
23 мая в 16:00
Урок 55
Сочинение
25 мая в 16:00
Урок 56
Разбор ЕГЭ
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.