«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Русский язык. Годовой курс 56 уроков, 112 часов
Урок 1
Бесплатный
Вводное занятие
Нормы литературного языка
Нормы литературного языка
Урок 2
Бесплатный
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Урок 3
Бесплатный
Морфологические нормы
Урок 4
Бесплатный
Синтаксические нормы
Речь. Нормы орфографии
Правописание корней
Урок 5
Бесплатный
Правописание безударных гласных в корнях слов
Урок 6
Бесплатный
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание приставок
Урок 7
Бесплатный
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
Урок 8
Бесплатный
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание согласных
Урок 9
Бесплатный
Правописание согласных
Урок 10
Бесплатный
Правописание согласных. Двойные согласные
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 11
Бесплатный
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 12
Бесплатный
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
Общие правила правописания сложных слов
Урок 13
Бесплатный
Правописание сложных слов
Урок 14
Бесплатный
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи
Урок 15
Бесплатный
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
Урок 16
Бесплатный
Суффиксы и личные окончания глаголов
Правописание суффиксов различных частей речи
Урок 17
Бесплатный
Суффиксы причастий
Урок 18
Бесплатный
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Урок 19
Бесплатный
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
Урок 20
Бесплатный
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
Речь. Нормы пунктуации
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Урок 21
Бесплатный
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок 22
Бесплатный
Предложения с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособлениями
Урок 23
Бесплатный
Предложения с обособленными определениями
Урок 24
Бесплатный
Предложения с обособленными обстоятельствами
Урок 25
Бесплатный
Предложения с обособленными приложениями
Урок 26
Бесплатный
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Урок 27
Бесплатный
Предложения с вводными словами и конструкциями
Урок 28
Бесплатный
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
Пунктуация в сложном предложении
Урок 29
Бесплатный
Сложное предложение
Урок 30
Бесплатный
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Урок 31
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Урок 32
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Урок 33
Бесплатный
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Урок 34
Бесплатный
Сложные синтаксические конструкции
Прямая и косвенная речь
Урок 35
Бесплатный
Предложения с прямой речью
Урок 36
Бесплатный
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
Лексика и фразеология. Выразительность русской речи
Лексические группы русского языка
Урок 37
Бесплатный
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
Урок 38
Бесплатный
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
Группы слов по происхождению и употреблению
Урок 39
Бесплатный
Лексика с точки зрения ее социального распространения
Урок 40
Бесплатный
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
Речь. Языковые средства выразительности
Урок 41
Бесплатный
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
Урок 42
Бесплатный
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
Речь. Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Урок 43
Бесплатный
Текст как речевое произведение
Урок 44
Бесплатный
Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Урок 45
Бесплатный
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
Урок 46
Бесплатный
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Урок 47
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 48
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 49
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Урок 50
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Практикум
Развитие речи
Урок 51
Бесплатный
Сочинение
Урок 52
Бесплатный
Сочинение
Урок 53
Бесплатный
Сочинение
Урок 54
Бесплатный
Сочинение
Урок 55
Бесплатный
Сочинение
Урок 56
Бесплатный
Разбор ЕГЭ
Урок 29. Сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение

Сложное предложение.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Сложное предложение состоит из двух или нескольких предикативных единиц (простых предложений), которые могут соединяться союзами (сочинительными или подчинительными) или сочетаться без них.

Сложные предложения делятся на:

  • союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные);
  • бессоюзные.

Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называют сложносочиненными (ССП):

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит .

В сложносочиненном предложении простые предложения соединяются сочинительными союзами:

  • соединительными – и, да=и, ни…ни, тоже, также;
  • разделительными – то…то, не то…не то, или, либо;
  • противительными – а, но, да=но, однако, зато, но зато.

Сложноподчиненное предложение (СПП) – это вид сложного предложения, в котором одно (или более) из простых предложений по структуре и по смыслу зависит от другого (подчиняется ему):

Каждый раз, когда начиналась осень, начинались и разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось.

В сложноподчиненном предложении (СПП) выделяют главное и придаточное (несколько придаточных).

Придаточное предложение может относиться как целиком ко всему главному предложению, так и к одному из его членов.

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Поэтому выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные.

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы.

Средства связи - что (союз и союз. сл.), как (союз и союз. сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли, кто, как и др.

Михаил не понимал, как решить проблему.

Придаточные определительные  - отвечают на вопрос какой?

Средства связи - какой, который, чей, когда, что, где и др.

У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

Придаточные обстоятельственные. Выделяют придаточные места, времени, цели, образа действия, причины, следствия и др.

Средства связи – когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как; где, куда, откуда; потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

В бессоюзном сложном предложении части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения.

Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений:

1. Части равноправны, порядок их расположения свободный.

Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.

2. Части неравноправны, вторая:

  • раскрывает содержание 1-й:

Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал.

  • дополняет 1-ю:

Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура.

  • указывает на причину:

Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью.

3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что первая указывает на время или условие; во второй есть неожиданный результат, противопоставление или сравнение.

Опаздываю на пять минут – уже никого нет.

Федор только разогнался – соперник сразу остался в хвосте.

Посмотрит  - рублем одарит.

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
4 октября в 16:00
Урок 1
Вводное занятие
6 октября в 16:00
Урок 2
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
11 октября в 16:00
Урок 3
Морфологические нормы
13 октября в 16:00
Урок 4
Синтаксические нормы
18 октября в 16:00
Урок 5
Правописание безударных гласных в корнях слов
20 октября в 16:00
Урок 6
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
25 октября в 16:00
Урок 7
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
27 октября в 16:00
Урок 8
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1 ноября в 16:00
Урок 9
Правописание согласных
8 ноября в 16:00
Урок 10
Правописание согласных. Двойные согласные
10 ноября в 16:00
Урок 11
Правописание гласных после шипящих и Ц
15 ноября в 16:00
Урок 12
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
17 ноября в 16:00
Урок 13
Правописание сложных слов
22 ноября в 16:00
Урок 14
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
24 ноября в 16:00
Урок 15
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
29 ноября в 16:00
Урок 16
Суффиксы и личные окончания глаголов
1 декабря в 16:00
Урок 17
Суффиксы причастий
6 декабря в 16:00
Урок 18
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
8 декабря в 16:00
Урок 19
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
13 декабря в 16:00
Урок 20
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
15 декабря в 16:00
Урок 21
Тире между подлежащим и сказуемым
20 декабря в 16:00
Урок 22
Предложения с однородными членами
22 декабря в 16:00
Урок 23
Предложения с обособленными определениями
12 января в 16:00
Урок 24
Предложения с обособленными обстоятельствами
17 января в 16:00
Урок 25
Предложения с обособленными приложениями
19 января в 16:00
Урок 26
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
24 января в 16:00
Урок 27
Предложения с вводными словами и конструкциями
26 января в 16:00
Урок 28
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
31 января в 16:00
Урок 29
Сложное предложение
2 февраля в 16:00
Урок 30
Пунктуация в сложносочиненном предложении
7 февраля в 16:00
Урок 31
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
9 февраля в 16:00
Урок 32
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
14 февраля в 16:00
Урок 33
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
16 февраля в 16:00
Урок 34
Сложные синтаксические конструкции
21 февраля в 16:00
Урок 35
Предложения с прямой речью
28 февраля в 16:00
Урок 36
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
2 марта в 16:00
Урок 37
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
14 марта в 16:00
Урок 38
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
16 марта в 16:00
Урок 39
Лексика с точки зрения ее социального распространения
21 марта в 16:00
Урок 40
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
23 марта в 16:00
Урок 41
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
28 марта в 16:00
Урок 42
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
30 марта в 16:00
Урок 43
Текст как речевое произведение
4 апреля в 16:00
Урок 44
Смысловая и композиционная целостность текста
6 апреля в 16:00
Урок 45
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
11 апреля в 16:00
Урок 46
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
13 апреля в 16:00
Урок 47
Анализ текстов различных стилей и жанров
18 апреля в 16:00
Урок 48
Анализ текстов различных стилей и жанров
20 апреля в 16:00
Урок 49
Анализ средств связи предложений в текстах
25 апреля в 16:00
Урок 50
Анализ средств связи предложений в текстах
27 апреля в 16:00
Урок 51
Сочинение
16 мая в 16:00
Урок 52
Сочинение
18 мая в 16:00
Урок 53
Сочинение
19 мая в 18:00
Урок 54
Сочинение
23 мая в 16:00
Урок 55
Сочинение
25 мая в 16:00
Урок 56
Разбор ЕГЭ
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.