«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Русский язык. Годовой курс 56 уроков, 112 часов
Урок 1
Бесплатный
Вводное занятие
Нормы литературного языка
Нормы литературного языка
Урок 2
Бесплатный
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Урок 3
Бесплатный
Морфологические нормы
Урок 4
Бесплатный
Синтаксические нормы
Речь. Нормы орфографии
Правописание корней
Урок 5
Бесплатный
Правописание безударных гласных в корнях слов
Урок 6
Бесплатный
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание приставок
Урок 7
Бесплатный
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
Урок 8
Бесплатный
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание согласных
Урок 9
Бесплатный
Правописание согласных
Урок 10
Бесплатный
Правописание согласных. Двойные согласные
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 11
Бесплатный
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 12
Бесплатный
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
Общие правила правописания сложных слов
Урок 13
Бесплатный
Правописание сложных слов
Урок 14
Бесплатный
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи
Урок 15
Бесплатный
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
Урок 16
Бесплатный
Суффиксы и личные окончания глаголов
Правописание суффиксов различных частей речи
Урок 17
Бесплатный
Суффиксы причастий
Урок 18
Бесплатный
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Урок 19
Бесплатный
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
Урок 20
Бесплатный
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
Речь. Нормы пунктуации
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Урок 21
Бесплатный
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок 22
Бесплатный
Предложения с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособлениями
Урок 23
Бесплатный
Предложения с обособленными определениями
Урок 24
Бесплатный
Предложения с обособленными обстоятельствами
Урок 25
Бесплатный
Предложения с обособленными приложениями
Урок 26
Бесплатный
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Урок 27
Бесплатный
Предложения с вводными словами и конструкциями
Урок 28
Бесплатный
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
Пунктуация в сложном предложении
Урок 29
Бесплатный
Сложное предложение
Урок 30
Бесплатный
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Урок 31
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Урок 32
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Урок 33
Бесплатный
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Урок 34
Бесплатный
Сложные синтаксические конструкции
Прямая и косвенная речь
Урок 35
Бесплатный
Предложения с прямой речью
Урок 36
Бесплатный
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
Лексика и фразеология. Выразительность русской речи
Лексические группы русского языка
Урок 37
Бесплатный
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
Урок 38
Бесплатный
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
Группы слов по происхождению и употреблению
Урок 39
Бесплатный
Лексика с точки зрения ее социального распространения
Урок 40
Бесплатный
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
Речь. Языковые средства выразительности
Урок 41
Бесплатный
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
Урок 42
Бесплатный
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
Речь. Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Урок 43
Бесплатный
Текст как речевое произведение
Урок 44
Бесплатный
Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Урок 45
Бесплатный
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
Урок 46
Бесплатный
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Урок 47
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 48
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 49
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Урок 50
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Практикум
Развитие речи
Урок 51
Бесплатный
Сочинение
Урок 52
Бесплатный
Сочинение
Урок 53
Бесплатный
Сочинение
Урок 54
Бесплатный
Сочинение
Урок 55
Бесплатный
Сочинение
Урок 56
Бесплатный
Разбор ЕГЭ
Урок 18. Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи

Правописание н и нн в суффиксах причастий

Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Правописание Н и НН в именах существительных

В производных существительных н или нн пишется в зависимости от морфем, с помощью которых образованы существительные, или в соответствии с основой, от которой они произведены.

1. НН пишется:

1) если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н: бузин-ник (бузина), дружин-ник (дружина), именин-ник, малин-ник, мошен-ник (мошна), осин-ник;

2) если существительное образовано от прилагательного, имеющего нн, или от причастия: болезненн-ость (болезненный), взволнованн-ость (взволнованный), гривенн-ик (гривенный), доверенн-ость (доверенный), жеманн-ица (жеманный), избалованн-ость (избалованный), избранн-ик (избранный), изгнанн-ик (изгнанный).

2. Н пишется в словах: багряница (багряный), вареник (вареный), ветреность (ветреный), гостиницаarrow-10x10.png (гостиный), копчености, костяника, масленица, мудреность, торфяник, труженик и др., а также в словах ольшаник, омшаник, юность.

 

Правописание Н и НН в прилагательных

1. НН пишется:

1) у прилагательных, образованных от имен существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-: искусственный, клюквенный, соломенный, операционный, сессионный, станционный и др.; сюда же можно отнести и прилагательные, образованные от существительных на -мя (время, пламя и др.): временный, пламенный, семенной, именной, племенной и пр.

Примечание. В прилагательном ветреный пишется одна н.

2) у прилагательных, образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-, указывающего на большую меру признака: высоченный, здоровенный, широченный и др;

3) у прилагательных, образованных от существительных с основой на н (вторая н - суффикс прилагательного): длинный (длина), истинный (истина), миллионный (миллион), старинный (старина), холстинный (холстина) и др.

Прилагательные типа бараний, сазаний, тюлений пишутся с одной н, так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса -у- (так же, как волчий, заячий).

У существительных, образованных от прилагательных, пишется столько н, сколько их в производящем прилагательном: родственник (родственный), семенник (семенной), торжественность (торжественный), но гостиницаarrow-10x10.png(гостиный дом), дровяник (дровяной склад), нефтяник (работник нефтяной промышленности) и т.п.

Примечание. Слова пряный, румяный, юный пишутся с одной н (непроизводные прилагательные); в производных от них словах также пишется одна н: пряность, румяненький, румяна, юность (но: юннат, так как это слово образовано из сочетания юный натуралист).

2. Н пишется у прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-: голубиный (голубь), гусиный (гусь), куриный, орлиный, лебединый, кожаный (кожа), песчаный (песок), вощаной (воск), полотняный (полотно), серебряный, дровяной и др.

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Необходимо различать прилагательные, орфография которых зависит от их значения:

а) ветреный - «сопровождаемый ветром, с ветром» (ветреная погода), «легкомысленный» - перен. (ветреная девушка, молодежь); ветряной - «приводимый в действие силой ветра» (ветряной двигатель, насос, мельница); в сочетании ветряная оспа у прилагательного пишется суффикс -ян-, ср.: ветрянка - разг.;

б) масленый - «пропитанный маслом, смазанный, запачканный маслом» (масленые блины, каша, руки), перен. (масленые глаза, масленый голос, также: масленая неделя - масленица); масляный - «для масла, из масла, на масле» (масляное печенье, масляная краска, масляный двигатель, насос и т.п.); ср.: масляная бутыль («предназначенная для масла») и масленая бутыль («испачканная маслом»);

в) серебрёный - «подвергшийся серебрению, покрытый серебром» (серебрёная ложка); серебряный - «сделанный из серебра» (серебряная ложка);

г) солёный - «содержащий соль» (соленая рыба); соляной - «состоящий из соли» (соляные копи, соляной столб). В сочетании соляная кислота у прилагательного пишется суффикс -ян-.

 

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1. НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени:

1) если причастия образованы от приставочных глаголов: выправленная рукопись, пройденный путь, напечатанная статья, обновленный материал, просмотренный фильм;

2) если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно крашенный забор, мощенная булыжником дорога, весной беленная изба;

3) если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный (бросить), данный (дать), казненный (казнить), купленный (купить), лишенный (лишить), плененный (пленить).

2. Н пишется в отглагольных прилагательных:

1) если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок) или от глаголов, не имеющих суффиксов -ова-, -ева-: белёный дом (белить - несовершенного вида), бешеная собака, варёный картофель, воронёная сталь, калёный штык, сушёная ягода;

2) если прилагательные не имеют при себе зависимых слов: крашеный пол (но: крашенный масляной краской пол - пишется нн, так как причастие: есть зависимые слова), гружёная тележка (но: гружённая ящиками тележка).

3. В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется одна н, в кратких отглагольных прилагательных, как и в отыменных, пишется нн.

 

Тренировка задания 14 ЕГЭ

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Угловые въезды на городскую площадь оформлен(1)ы кова(2)ыми решетками и воротами, украше(3)ыми изящным позолоче(4)ыми узором.

Выполняем задание

1) Оформлены – краткое причастие.

2) Кованый – отглагольное прилагательное, образовано глагола несов. вида ковать.

3) Украшенными – причастие, образовано от глагола сов. вида украсить.

4) Позолоченными – причастие, образовано от глагола сов. вида позолотить.

Ответ: 3, 4

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
4 октября в 16:00
Урок 1
Вводное занятие
6 октября в 16:00
Урок 2
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
11 октября в 16:00
Урок 3
Морфологические нормы
13 октября в 16:00
Урок 4
Синтаксические нормы
18 октября в 16:00
Урок 5
Правописание безударных гласных в корнях слов
20 октября в 16:00
Урок 6
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
25 октября в 16:00
Урок 7
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
27 октября в 16:00
Урок 8
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1 ноября в 16:00
Урок 9
Правописание согласных
8 ноября в 16:00
Урок 10
Правописание согласных. Двойные согласные
10 ноября в 16:00
Урок 11
Правописание гласных после шипящих и Ц
15 ноября в 16:00
Урок 12
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
17 ноября в 16:00
Урок 13
Правописание сложных слов
22 ноября в 16:00
Урок 14
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
24 ноября в 16:00
Урок 15
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
29 ноября в 16:00
Урок 16
Суффиксы и личные окончания глаголов
1 декабря в 16:00
Урок 17
Суффиксы причастий
6 декабря в 16:00
Урок 18
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
8 декабря в 16:00
Урок 19
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
13 декабря в 16:00
Урок 20
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
15 декабря в 16:00
Урок 21
Тире между подлежащим и сказуемым
20 декабря в 16:00
Урок 22
Предложения с однородными членами
22 декабря в 16:00
Урок 23
Предложения с обособленными определениями
12 января в 16:00
Урок 24
Предложения с обособленными обстоятельствами
17 января в 16:00
Урок 25
Предложения с обособленными приложениями
19 января в 16:00
Урок 26
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
24 января в 16:00
Урок 27
Предложения с вводными словами и конструкциями
26 января в 16:00
Урок 28
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
31 января в 16:00
Урок 29
Сложное предложение
2 февраля в 16:00
Урок 30
Пунктуация в сложносочиненном предложении
7 февраля в 16:00
Урок 31
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
9 февраля в 16:00
Урок 32
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
14 февраля в 16:00
Урок 33
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
16 февраля в 16:00
Урок 34
Сложные синтаксические конструкции
21 февраля в 16:00
Урок 35
Предложения с прямой речью
28 февраля в 16:00
Урок 36
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
2 марта в 16:00
Урок 37
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
14 марта в 16:00
Урок 38
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
16 марта в 16:00
Урок 39
Лексика с точки зрения ее социального распространения
21 марта в 16:00
Урок 40
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
23 марта в 16:00
Урок 41
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
28 марта в 16:00
Урок 42
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
30 марта в 16:00
Урок 43
Текст как речевое произведение
4 апреля в 16:00
Урок 44
Смысловая и композиционная целостность текста
6 апреля в 16:00
Урок 45
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
11 апреля в 16:00
Урок 46
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
13 апреля в 16:00
Урок 47
Анализ текстов различных стилей и жанров
18 апреля в 16:00
Урок 48
Анализ текстов различных стилей и жанров
20 апреля в 16:00
Урок 49
Анализ средств связи предложений в текстах
25 апреля в 16:00
Урок 50
Анализ средств связи предложений в текстах
27 апреля в 16:00
Урок 51
Сочинение
16 мая в 16:00
Урок 52
Сочинение
18 мая в 16:00
Урок 53
Сочинение
19 мая в 18:00
Урок 54
Сочинение
23 мая в 16:00
Урок 55
Сочинение
25 мая в 16:00
Урок 56
Разбор ЕГЭ
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.