«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Русский язык. Годовой курс 56 уроков, 112 часов
Урок 1
Бесплатный
Вводное занятие
Нормы литературного языка
Нормы литературного языка
Урок 2
Бесплатный
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Урок 3
Бесплатный
Морфологические нормы
Урок 4
Бесплатный
Синтаксические нормы
Речь. Нормы орфографии
Правописание корней
Урок 5
Бесплатный
Правописание безударных гласных в корнях слов
Урок 6
Бесплатный
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание приставок
Урок 7
Бесплатный
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
Урок 8
Бесплатный
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание согласных
Урок 9
Бесплатный
Правописание согласных
Урок 10
Бесплатный
Правописание согласных. Двойные согласные
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 11
Бесплатный
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 12
Бесплатный
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
Общие правила правописания сложных слов
Урок 13
Бесплатный
Правописание сложных слов
Урок 14
Бесплатный
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи
Урок 15
Бесплатный
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
Урок 16
Бесплатный
Суффиксы и личные окончания глаголов
Правописание суффиксов различных частей речи
Урок 17
Бесплатный
Суффиксы причастий
Урок 18
Бесплатный
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Урок 19
Бесплатный
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
Урок 20
Бесплатный
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
Речь. Нормы пунктуации
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Урок 21
Бесплатный
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок 22
Бесплатный
Предложения с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособлениями
Урок 23
Бесплатный
Предложения с обособленными определениями
Урок 24
Бесплатный
Предложения с обособленными обстоятельствами
Урок 25
Бесплатный
Предложения с обособленными приложениями
Урок 26
Бесплатный
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Урок 27
Бесплатный
Предложения с вводными словами и конструкциями
Урок 28
Бесплатный
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
Пунктуация в сложном предложении
Урок 29
Бесплатный
Сложное предложение
Урок 30
Бесплатный
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Урок 31
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Урок 32
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Урок 33
Бесплатный
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Урок 34
Бесплатный
Сложные синтаксические конструкции
Прямая и косвенная речь
Урок 35
Бесплатный
Предложения с прямой речью
Урок 36
Бесплатный
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
Лексика и фразеология. Выразительность русской речи
Лексические группы русского языка
Урок 37
Бесплатный
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
Урок 38
Бесплатный
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
Группы слов по происхождению и употреблению
Урок 39
Бесплатный
Лексика с точки зрения ее социального распространения
Урок 40
Бесплатный
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
Речь. Языковые средства выразительности
Урок 41
Бесплатный
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
Урок 42
Бесплатный
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
Речь. Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Урок 43
Бесплатный
Текст как речевое произведение
Урок 44
Бесплатный
Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Урок 45
Бесплатный
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
Урок 46
Бесплатный
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Урок 47
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 48
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 49
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Урок 50
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Практикум
Развитие речи
Урок 51
Бесплатный
Сочинение
Урок 52
Бесплатный
Сочинение
Урок 53
Бесплатный
Сочинение
Урок 54
Бесплатный
Сочинение
Урок 55
Бесплатный
Сочинение
Урок 56
Бесплатный
Разбор ЕГЭ
Урок 14. Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи

Правописание сложных слов в русском языке в таблицах

Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Повторяем

1. Что такое наречие?

2. Что такое предлог? Для чего нужны предлоги в языке?

3. Что такое союз? Для чего нужны союзы в языке?

4. Что такое частицы?

 

Орфограммы на слитное, раздельное и дефисное написание:

  • Правописание сложных слов с соединительной гласной.
  • Правописание сложных слов без соединительной гласной.
  • Правописание сложных существительных и прилагательных.
  • Правописание наречий и местоимений.
  • Правописание служебных частей речи.

Слитное написание наречий

1) наречия, образованные соединением кратких прилагательных с предлогами-приставками: дотемна, заново, запросто, вкратце, вправо, издавна, налево, помалу, помногу, понапрасну, потихоньку, сгоряча;

2) наречия, образованные соединением полных прилагательных с предлогами-приставками: вплотную (подойти), впустую (прожить), врассыпную (разбежаться), вслепую (идти), зачастую (опаздывать), сюда же относятся наречия впервые;

3) наречия на о, имеющие в своем составе приставку по-: поминутно, помесячно, построчно, поштучно;

4) наречия, образованные соединением числительных с предлогами-приставками в-, на-: вдвое, вдвоем, надвое, втрое, натрое, вчетверо, вчетвером;

5) наречия, образованные соединением местоимений с предлогами-приставками: вовсе, совсем, вничью, затем, оттого, отчего, поэтому;

6) наречия в форме сравнительной степени, образованные с помощью приставки по-: побольше, победнее, посмышленее;

7) наречия, образованные от существительных с предлогами. Среди них встречаются такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются: вдоволь, вдосталь, вдребезги, взаперти, вместе, сообща, впросак, врасплох, вровень, дотла, исподлобья, исподтишка, кстати;

8) наречия, образованные от имен существительных с помощью предлогов-приставок, если между приставкой и бывшим существительным нельзя без изменения смысла вставить какое-либо определение (прилагательное, местоимение, порядковое числительное) или если к такому существительному невозможно поставить падежный вопрос: вбок, вброд, вволю, вначале, вовремя, воистину, вокруг, впоследствии, вправду, вразброд, вразнос, вразнобой, вразрез, вразрядку.

Дефисное написание наречий

1) наречия, образованные из сочетаний полных прилагательных или притяжательных местоимений, оканчивающихся на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи, и предлога по-, перешедшего в приставку: по-зимнему, по-хорошему, по-доброму, по-вашему, по-нашему;

2) наречия, образованные от порядковых числительных с помощью приставки в- (во-): во-первых, во-вторых, в-третьих. По аналогии с этими наречиями пишется через дефис наречие в-последних;

3) наречия, образованные повторением одного и того же слова: вот-вот, еле-еле, точь-в-точь, чуть-чуть; так же пишутся наречия, образованные повторением того же слова, осложненного приставкой или суффиксом: всего-навсего, видимо-невидимо, как-никак, крепко-накрепко, мало-помалу, образованные путем сочетания синонимических слов: нежданно-негаданно, не сегодня-завтра, худо-бедно.

Раздельное написание наречий

1) наречия, образованные из сочетаний существительных с предлогами, если предлог оканчивается на согласную, а существительное начинается с гласной: в обрез (но: позарез), в обмен, в обнимку, в одиночку (действовать), в обхват, в охапку, в отместку, в отрыве, в угоду, в убыток, в упор, без оглядки, без отказа, без удержу, без устали;

2) наречия, образованные от существительных с предлогами, если существительные сохранили некоторые падежные формы (две и более): без ведома - с ведома, в головах - под головами, в тупик - в тупике (оказаться), в потемках - потемки, за границей -за границу - из-за границы (но: торговать с заграницей - существительное заграница), на корточки - на корточках, на ощупь - ощупью, на память - по памяти, на совесть - по совести, на цыпочки - на цыпочках, под мышку - под мышкой - под мышки - под мышками - из-под мышек;

3) наречные сочетания, в которых существительные имеют переносное значение: ругать за глаза (заочно), ударить в сердцах (сгоряча, в гневе), стоять на часах (в карауле), быть в бегах (скрываться), быть на побегушках (выполнять мелкие поручения);

4) наречные сочетания со следующими предлогами:

  • без - без ведома, а также те, где бывшее существительное начинается с гласной;
  • в (во) - в диковинку, во всеоружии, во всеуслышание, во избежание;
  • до - до востребования, до завтра, до полуночи, до свидания;
  • за - за полдень, за полночь, за границей, но: замуж, замужем;
  • на - на бегу, на весу, на вкус, на время, на глаз, на дом, на совесть, на ходу;
  • по - по дешевке, по очереди, по преимуществу, по совести, по старинке;
  • под - под боком, под вечер, под гору, под исход, под конец, под ложечкой (сосет), под мышкой, под носом, под силу, под стать, под утро, под шумок, под уздцы, под уклон;
  • с - с боку на бок, с боку припека, с ведома, с виду, с глазу на глаз, с изнанки, с лихвой, с наскоку с начала до конца, с разбегу, с ходу, с часу на час.

Написание предлогов

Слитно пишутся предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, навстречу, наподобие, наперекор, напротив, насчет, невзирая на, несмотря на, посередине (посредине), посредством.

Раздельно пишутся предлоги в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине.

Написание союзов

1) Союз зато пишется слитно, по значению близок союзу но.

2) Союзы также и тоже пишутся слитно, являются синонимами и легко заменяют друг друга (синонимичны союзу и).

3) Союз чтобы (чтоб - разг.) пишется слитно, относится к подчинительным союзам с целевым или изъяснительным значением (значение зачем?, для чего?)

4) Союз итак (синонимичен  следовательно, таким образом) пишется слитно.

5) Раздельно пишутся пояснительные союзы то есть (сокращенно на письме обозначается т.е.) и то бишь (разг.): Она была воспитана no-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками... .

6) Раздельно пишутся составные союзы (состоящие из двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, в то время как и др.

Написание частиц

1) Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно:

почитал бы, если бы, здесь же, какой же, однако ж, навряд ли, едва ль.

Важно! Правило не распространяется на те случаи, когда указанные частицы входят в состав слова: чтобы, также, тоже, неужели.

2) Частицы ведь, вон, вот, даже, мол в соединении с другими словами пишутся раздельно:

так ведь, вон там, вот так, даже он, принес, мол.

3) Через дефис пишутся частицы кое- (кой-), -либо, -нибудь, -то:

кое-кто, кто-либо, чей-нибудь, откуда-нибудь, где-то, что-то и др.

4) Частица -таки («все же», «однако же», «тем не менее», «в самом деле», «в конце концов») пишется через дефис:

  • после глаголов - отговорили-таки, нашелся-таки;
  • после наречий - долго-таки, опять-таки, снова-таки;
  •  после частиц - все-таки, довольно-таки, прямо-таки.

В остальных случаях частица -таки пишется раздельно.

5) Частица -то присоединяется дефисом к местоимениям и наречиям как для выражения неопределенности, так и для придания высказыванию эмоциональной окраски.

 

Тренировка задания 13 ЕГЭ

Определите предложение, в котором оба выделенных  словах пишутся СЛИТНО. Выпишите эти слова, раскрыв скобки.

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

Выполняем задание

ИТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО ЖЕ самое.

ЧТОБЫ быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО ЖЕ время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

Вскоре птицы СОВСЕМ замолкли, кроме одной, которая НАПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК ЖЕ внезапно, как и появился, ПОЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

НАКОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ-ГДЕ ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

Ответ: совсем, наперекор

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
4 октября в 16:00
Урок 1
Вводное занятие
6 октября в 16:00
Урок 2
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
11 октября в 16:00
Урок 3
Морфологические нормы
13 октября в 16:00
Урок 4
Синтаксические нормы
18 октября в 16:00
Урок 5
Правописание безударных гласных в корнях слов
20 октября в 16:00
Урок 6
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
25 октября в 16:00
Урок 7
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
27 октября в 16:00
Урок 8
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1 ноября в 16:00
Урок 9
Правописание согласных
8 ноября в 16:00
Урок 10
Правописание согласных. Двойные согласные
10 ноября в 16:00
Урок 11
Правописание гласных после шипящих и Ц
15 ноября в 16:00
Урок 12
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
17 ноября в 16:00
Урок 13
Правописание сложных слов
22 ноября в 16:00
Урок 14
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
24 ноября в 16:00
Урок 15
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
29 ноября в 16:00
Урок 16
Суффиксы и личные окончания глаголов
1 декабря в 16:00
Урок 17
Суффиксы причастий
6 декабря в 16:00
Урок 18
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
8 декабря в 16:00
Урок 19
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
13 декабря в 16:00
Урок 20
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
15 декабря в 16:00
Урок 21
Тире между подлежащим и сказуемым
20 декабря в 16:00
Урок 22
Предложения с однородными членами
22 декабря в 16:00
Урок 23
Предложения с обособленными определениями
12 января в 16:00
Урок 24
Предложения с обособленными обстоятельствами
17 января в 16:00
Урок 25
Предложения с обособленными приложениями
19 января в 16:00
Урок 26
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
24 января в 16:00
Урок 27
Предложения с вводными словами и конструкциями
26 января в 16:00
Урок 28
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
31 января в 16:00
Урок 29
Сложное предложение
2 февраля в 16:00
Урок 30
Пунктуация в сложносочиненном предложении
7 февраля в 16:00
Урок 31
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
9 февраля в 16:00
Урок 32
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
14 февраля в 16:00
Урок 33
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
16 февраля в 16:00
Урок 34
Сложные синтаксические конструкции
21 февраля в 16:00
Урок 35
Предложения с прямой речью
28 февраля в 16:00
Урок 36
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
2 марта в 16:00
Урок 37
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
14 марта в 16:00
Урок 38
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
16 марта в 16:00
Урок 39
Лексика с точки зрения ее социального распространения
21 марта в 16:00
Урок 40
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
23 марта в 16:00
Урок 41
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
28 марта в 16:00
Урок 42
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
30 марта в 16:00
Урок 43
Текст как речевое произведение
4 апреля в 16:00
Урок 44
Смысловая и композиционная целостность текста
6 апреля в 16:00
Урок 45
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
11 апреля в 16:00
Урок 46
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
13 апреля в 16:00
Урок 47
Анализ текстов различных стилей и жанров
18 апреля в 16:00
Урок 48
Анализ текстов различных стилей и жанров
20 апреля в 16:00
Урок 49
Анализ средств связи предложений в текстах
25 апреля в 16:00
Урок 50
Анализ средств связи предложений в текстах
27 апреля в 16:00
Урок 51
Сочинение
16 мая в 16:00
Урок 52
Сочинение
18 мая в 16:00
Урок 53
Сочинение
19 мая в 18:00
Урок 54
Сочинение
23 мая в 16:00
Урок 55
Сочинение
25 мая в 16:00
Урок 56
Разбор ЕГЭ
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.