«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Русский язык. Годовой курс 56 уроков, 112 часов
Урок 1
Бесплатный
Вводное занятие
Нормы литературного языка
Нормы литературного языка
Урок 2
Бесплатный
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Урок 3
Бесплатный
Морфологические нормы
Урок 4
Бесплатный
Синтаксические нормы
Речь. Нормы орфографии
Правописание корней
Урок 5
Бесплатный
Правописание безударных гласных в корнях слов
Урок 6
Бесплатный
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание приставок
Урок 7
Бесплатный
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
Урок 8
Бесплатный
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание согласных
Урок 9
Бесплатный
Правописание согласных
Урок 10
Бесплатный
Правописание согласных. Двойные согласные
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 11
Бесплатный
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 12
Бесплатный
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
Общие правила правописания сложных слов
Урок 13
Бесплатный
Правописание сложных слов
Урок 14
Бесплатный
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи
Урок 15
Бесплатный
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
Урок 16
Бесплатный
Суффиксы и личные окончания глаголов
Правописание суффиксов различных частей речи
Урок 17
Бесплатный
Суффиксы причастий
Урок 18
Бесплатный
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Урок 19
Бесплатный
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
Урок 20
Бесплатный
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
Речь. Нормы пунктуации
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Урок 21
Бесплатный
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок 22
Бесплатный
Предложения с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособлениями
Урок 23
Бесплатный
Предложения с обособленными определениями
Урок 24
Бесплатный
Предложения с обособленными обстоятельствами
Урок 25
Бесплатный
Предложения с обособленными приложениями
Урок 26
Бесплатный
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Урок 27
Бесплатный
Предложения с вводными словами и конструкциями
Урок 28
Бесплатный
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
Пунктуация в сложном предложении
Урок 29
Бесплатный
Сложное предложение
Урок 30
Бесплатный
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Урок 31
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Урок 32
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Урок 33
Бесплатный
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Урок 34
Бесплатный
Сложные синтаксические конструкции
Прямая и косвенная речь
Урок 35
Бесплатный
Предложения с прямой речью
Урок 36
Бесплатный
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
Лексика и фразеология. Выразительность русской речи
Лексические группы русского языка
Урок 37
Бесплатный
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
Урок 38
Бесплатный
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
Группы слов по происхождению и употреблению
Урок 39
Бесплатный
Лексика с точки зрения ее социального распространения
Урок 40
Бесплатный
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
Речь. Языковые средства выразительности
Урок 41
Бесплатный
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
Урок 42
Бесплатный
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
Речь. Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Урок 43
Бесплатный
Текст как речевое произведение
Урок 44
Бесплатный
Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Урок 45
Бесплатный
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
Урок 46
Бесплатный
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Урок 47
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 48
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 49
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Урок 50
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Практикум
Развитие речи
Урок 51
Бесплатный
Сочинение
Урок 52
Бесплатный
Сочинение
Урок 53
Бесплатный
Сочинение
Урок 54
Бесплатный
Сочинение
Урок 55
Бесплатный
Сочинение
Урок 56
Бесплатный
Разбор ЕГЭ
Урок 12. Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц

Правописание гласных (о,е) после шипящих и ц

Буквы Е(Ё)/О после шипящих в корнях слов. Гласные Е(Ё)/О в суффиксах. Гласные Е(Ё)/О в окончаниях

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Повторяем ключевые понятия:

  • Морфемы (значимые части слова). Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).
  • Корень. Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (все наречия, деепричастия, союзы, предлоги, неизменяемые существительные).
  • Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (бежать – от-бежать, под-бежать, вы-бежать). В слове может быть не одна, а несколько приставок (вы-ход/без-вы-ходный).
  • Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и в основном служит для образования новых слов (стол – стол-ик). Многие суффиксы связаны с определенными частями речи (существительные: -ость, -ени, -онк; причастия: -ащ, -, -ущ, -ящ, -ющ т др.).

 

1.  Буквы Е(Ё)/О после шипящих в корнях слов.

Употребление букв е(ё) - о после шипящих в корне определяется специальными правилами, которые отличаются от правил правописания е(ё), о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Под ударением в корне после шипящих пишется е(ё), если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: бечёвка - бечева, жёлудь - желудевый, жёрдочка - жердь, жёрнов - жернова, кошёлка - кошель, пощёчина - щека и т.п.; если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о: боржоми, джоуль, жонглёр, крыжовник, обжора, трущоба, чокаться, шов, шоссе, шорты и т.п.

Примечания:

1. Слова шорох и шероховатый не являются однокоренными.

2. Различаются написания слов, образованных от глагола жечь: ожог (на руке), поджог (сарая), пережог (угля), прожог (на ткани), углежог (рабочая профессия) - существительные; ожёг (руку), поджёг (сарай), пережёг (уголь), прожёг (ткань) - глаголы в форме прошедшего времени.

Правила правописания е(ё) - о после шипящих в суффиксах и окончаниях отличаются от правила правописания е(ё) - о после шипящих в корне. Гласные е(ё) или о в корне пишутся по морфологическому принципу: истинность гласной в корне проверяется подбором родственных слов. В суффиксах же и окончаниях гласные е(ё) или о регламентируются фонетическим принципом, так как наличие той или иной гласной в суффиксе, окончании зависит от ударения.

 

2. Гласные Е(Ё)/О в суффиксах

1. После шипящих под ударением пишется о в соответствии с произношением, без ударения - е:

1) у имен существительных: бережок, половичок, пушок, борщок, трещотка, стрижонок, речонка, деньжонки: ср. без ударения: порожек, ножичек, грибочек, реченька, ноженька;

2) у имен прилагательных в суффиксе -ов-: кумачовый, камышовый, парчовый; также у притяжательных прилагательных: Кузьмичов (пиджак); но без ударения: вечевой, биржевой, вещевой и др.;

3) в суффиксе -он- у кратких прилагательных мужского рода (с беглым о), а также в родительном падеже множественного числа у существительных женского рода: смешон, княжон; но: грешен, нужен;

4) у наречий: горячо, общо, свежо, вечор; но без ударения: жгуче, неуклюже.

Исключение: ещё.

2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится [о]:

1) у глаголов в суффиксе -ёвыва-: выкорчёвывать, заночёвывать, перекочёвывать и т.п.;

2) у страдательных причастий прошедшего времени в суффиксе -ённ- (-ён- - в краткой форме): измельчённый, искажённый, орошённый, поражённый; заряжён, огорчён, возмущён и т.п.;

3) у отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на ить и на чь: копчёный, лужёный, мощёный, бережёный, печёный;

4) у существительных, образованных от вышеперечисленных глаголов, причастий и прилагательных: копчёность, корчёвка, обречённость, размежёвка, сгущёнка, тушёнка и пр.

Примечание: Различаются в написании существительные, образованные от глаголов типа ночёвка (ночевать), корчёвка (корчевать), и существительные, образованные от прилагательных с суффиксами -oв-, -ев- типа ножовка, грушовка. Во втором случае у существительных всегда пишется -ов-, независимо от того, какой  суффикс у исходного прилагательного (-ое- или -ее-), ср.: ножовка, поножовщина (хотя прилагательные ножовый и ножевой), суффикс у исходного прилагательного (-ое- или -ее-), ср.: ножовка, поножовщина (хотя прилагательные ножовый и ножевой), грушовка (хотя грушевый), камышовка и камышевка (певчая птичка). Написание соответствующих суффиксов определяется основным правилом, т.е. зависит от ударения;

5) в иноязычных словах с ударным суффиксом -ёр-: коммивояжёр, дирижёр, монтажёр, ретушёр, стажёр (но менеджер). По аналогии образовано русское слово ухажёр.

3. Гласные Е(Ё)/О в окончаниях.

После шипящих в окончаниях под ударением пишется о в соответствии с произношением, без ударения - е:

1) у существительных в именительном (среднего рода) и творительном падежах: плечо, блиндажом, кишмишом, монтажом, параличом, стеллажом, клещом, плечом, вожжой, парчой, а также Петром Ильичом, Иваном Кузьмичом; без ударения: вече, неучем, плачем, престижем, тоннажем, хронометражем, добычей, сажей, сапожищем, рыбищей, зрелищем, баржей (но баржой), и др., а также Иваном Петровичем, Растроповичем, Наташей;

2) у прилагательных большой, большого, большому, о большом, меньшой (устар. разг.), меньшого (но меньшего), меньшому, о меньшом; без ударения: горячего, колючего, свежего, а также в кратких формах среднего рода: общо (суждение), свежо (предание); без ударения: колюче (растение), певуче (произношение);

3) у наречий, возникших как застывшая форма творительного падежа существительных: голышом.

 

Тренировка

1. Объясните написание о или е после шипящих в следующих словах.

Вечёрка, жонглировать, смешон, исключён, нужен, крыжовник, обжёгший, пижон, схвачен, прожорливый, шорник, обучен, чащоба, мажор, кошёлка, отмечен, поражён, шоковый, чечётка, нежен, шофёрский, вымощен, боржоми, счёты, сморщен, расщёлкать, смущён, расчёсанный, шоколад.

2. Вставьте пропущенные буквы.

1) Взбеш...нный, душ...нка, (купаться) голыш...м, смеш...н, бич...вать, больш...го, ещ..., пораж...н, кипуч..., ноч...вка, мякиш...м, смущ...нный, взбеш...н, уничтож...н, калач...м, распаш...нка, бесстыж...го, (остаться) неуч...м, суш...ный, старш...го, размеж...вка, плач...м, раскорч...вать, уничтож...нный, меньш...го.

2) Трущ...ба, ц...канье, ч...ткий, ж...нглировать, пиж...н, прож...рливый, ч...бот, ш...рник, ч...порный, ш...рты, ш...фёрский, ж...рдочка, капюш...н, многош...вный, чеч...тка, ш...винизм, щ...голь, харч..., ш...лковый, иниц...ал, лейкоц...т, марц...пан, рец...див, ц...клевать (полы), ц...ник, ц...ркуляр.

3. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов.

Старим...к, откоч...вывать, регуш...р, корч...вка, освеж...нный, чесуч...вый, со стаж...м, цариц...и, гарц...вать, танц...вщица, алыч...вый, внуш...нный, еж...нок, заверш...нный, заколь-ц...ванный, камеш...к, кварц...вый, каланч...вый, пальц...вый, распаш...нка, внуч...к, лавч...нка, молодц...ватый, моч...ный, свинц...вый, тысч...нка, отц...вский, отреш...нность, подворотнич...к, лисиц...н, светлолиц...и, груж...ный, заворож...нный.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
4 октября в 16:00
Урок 1
Вводное занятие
6 октября в 16:00
Урок 2
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
11 октября в 16:00
Урок 3
Морфологические нормы
13 октября в 16:00
Урок 4
Синтаксические нормы
18 октября в 16:00
Урок 5
Правописание безударных гласных в корнях слов
20 октября в 16:00
Урок 6
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
25 октября в 16:00
Урок 7
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
27 октября в 16:00
Урок 8
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1 ноября в 16:00
Урок 9
Правописание согласных
8 ноября в 16:00
Урок 10
Правописание согласных. Двойные согласные
10 ноября в 16:00
Урок 11
Правописание гласных после шипящих и Ц
15 ноября в 16:00
Урок 12
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
17 ноября в 16:00
Урок 13
Правописание сложных слов
22 ноября в 16:00
Урок 14
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
24 ноября в 16:00
Урок 15
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
29 ноября в 16:00
Урок 16
Суффиксы и личные окончания глаголов
1 декабря в 16:00
Урок 17
Суффиксы причастий
6 декабря в 16:00
Урок 18
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
8 декабря в 16:00
Урок 19
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
13 декабря в 16:00
Урок 20
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
15 декабря в 16:00
Урок 21
Тире между подлежащим и сказуемым
20 декабря в 16:00
Урок 22
Предложения с однородными членами
22 декабря в 16:00
Урок 23
Предложения с обособленными определениями
12 января в 16:00
Урок 24
Предложения с обособленными обстоятельствами
17 января в 16:00
Урок 25
Предложения с обособленными приложениями
19 января в 16:00
Урок 26
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
24 января в 16:00
Урок 27
Предложения с вводными словами и конструкциями
26 января в 16:00
Урок 28
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
31 января в 16:00
Урок 29
Сложное предложение
2 февраля в 16:00
Урок 30
Пунктуация в сложносочиненном предложении
7 февраля в 16:00
Урок 31
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
9 февраля в 16:00
Урок 32
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
14 февраля в 16:00
Урок 33
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
16 февраля в 16:00
Урок 34
Сложные синтаксические конструкции
21 февраля в 16:00
Урок 35
Предложения с прямой речью
28 февраля в 16:00
Урок 36
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
2 марта в 16:00
Урок 37
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
14 марта в 16:00
Урок 38
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
16 марта в 16:00
Урок 39
Лексика с точки зрения ее социального распространения
21 марта в 16:00
Урок 40
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
23 марта в 16:00
Урок 41
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
28 марта в 16:00
Урок 42
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
30 марта в 16:00
Урок 43
Текст как речевое произведение
4 апреля в 16:00
Урок 44
Смысловая и композиционная целостность текста
6 апреля в 16:00
Урок 45
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
11 апреля в 16:00
Урок 46
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
13 апреля в 16:00
Урок 47
Анализ текстов различных стилей и жанров
18 апреля в 16:00
Урок 48
Анализ текстов различных стилей и жанров
20 апреля в 16:00
Урок 49
Анализ средств связи предложений в текстах
25 апреля в 16:00
Урок 50
Анализ средств связи предложений в текстах
27 апреля в 16:00
Урок 51
Сочинение
16 мая в 16:00
Урок 52
Сочинение
18 мая в 16:00
Урок 53
Сочинение
19 мая в 18:00
Урок 54
Сочинение
23 мая в 16:00
Урок 55
Сочинение
25 мая в 16:00
Урок 56
Разбор ЕГЭ
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.