«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Русский язык. Годовой курс 56 уроков, 112 часов
Урок 1
Бесплатный
Вводное занятие
Нормы литературного языка
Нормы литературного языка
Урок 2
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Урок 3
Морфологические нормы
Урок 4
Синтаксические нормы
Речь. Нормы орфографии
Правописание корней
Урок 5
Правописание безударных гласных в корнях слов
Урок 6
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание приставок
Урок 7
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
Урок 8
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание согласных
Урок 9
Правописание согласных
Урок 10
Правописание согласных. Двойные согласные
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 11
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 12
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
Общие правила правописания сложных слов
Урок 13
Правописание сложных слов
Урок 14
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи
Урок 15
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
Урок 16
Суффиксы и личные окончания глаголов
Правописание суффиксов различных частей речи
Урок 17
Суффиксы причастий
Урок 18
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Урок 19
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
Урок 20
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
Речь. Нормы пунктуации
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Урок 21
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок 22
Предложения с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособлениями
Урок 23
Предложения с обособленными определениями
Урок 24
Предложения с обособленными обстоятельствами
Урок 25
Предложения с обособленными приложениями
Урок 26
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Урок 27
Предложения с вводными словами и конструкциями
Урок 28
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
Пунктуация в сложном предложении
Урок 29
Сложное предложение
Урок 30
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Урок 31
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Урок 32
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Урок 33
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Урок 34
Сложные синтаксические конструкции
Прямая и косвенная речь
Урок 35
Предложения с прямой речью
Урок 36
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
Лексика и фразеология. Выразительность русской речи
Лексические группы русского языка
Урок 37
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
Урок 38
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
Группы слов по происхождению и употреблению
Урок 39
Лексика с точки зрения ее социального распространения
Урок 40
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
Речь. Языковые средства выразительности
Урок 41
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
Урок 42
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
Речь. Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Урок 43
Текст как речевое произведение
Урок 44
Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Урок 45
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
Урок 46
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Урок 47
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 48
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 49
Анализ средств связи предложений в текстах
Урок 50
Анализ средств связи предложений в текстах
Практикум
Развитие речи
Урок 51
Бесплатный
Сочинение
Урок 52
Сочинение
Урок 53
Сочинение
Урок 54
Сочинение
Урок 55
Сочинение
Урок 56
Бесплатный
Разбор ЕГЭ
Урок 51. Сочинение

Средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Читаем текст.

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире.

(2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы. (4)Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего всё дерево, вся его крона, всё, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. (5)У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. (6)Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. (7)Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.

(8)Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. (9)То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. (10)А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. (11)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

(12)Глядя на белые пышные облака цветов, я часто думал о нелепости положения. (13)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (14)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. (15)А вот спроси меня, как они называются, –не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. (16)Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш –на это нас ещё хватает. (17)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (18)Впрочем, зачем же сразу обобщать, –может быть, один лишь я и не знаю? (19)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:

–(20)Кто их знает! (21)Полно их растёт: и на реке, и в лесных оврагах. (22)А как называются?.. (23)Да тебе на что? (24)Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. (25)Нюхать и без названия можно.

(26)Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. (27)Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние тёплые закаты. (28)Ну и собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной, чёрной почти прохлады. (29)Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.

«(30)Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» –«(31)То есть как это как? (32)Трава. (33)Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик». –«(34)Какой же тут пырей? (35)Тут вовсе нет никакого пырея. (36)Всмотрись повнимательнее. (37)На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. (38)Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость».

 

Сочинение к тексту.

Читаем работу, анализируем ошибки.

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с восприятием человеком природы. Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст Солоухина тоже посвящён природе. 

Текст данного писателя заставил меня задуматься над проблемой восприятия человеком природы. повествователь рассуждает над поднятой им проблемой не отстранённо, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.

Автор считает, что в настоящее время многие люди равнодушны ко всему, что окружает человека на земле, но есть и те, кому не всё равно на окружающую его природу. Одним из таких людей и является автор.

Трудно не согласится с автором текста в том, что природа воспринимается всеми по-разному. Как часто приходится сталкиваться с людьми, которые совершенно равнодушны к природе. В то же время есть люди, которые восхищаются окружающим миром.

Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности, М.Ю. Лермонтова. Вспомним его поэму "Мцыри". Романтический герой чувствует родство с природой, живёт по её законам. Мцыри сравнивает себя с цветком, поднявшим голову навстречу дню, он сам - часть природы. Во время побега герой наслаждался природой, и умереть он бы хотел в саду, среди её буйной красоты.

Так же, в качестве примера можно привести и пьесу А.Н. Островского "Гроза". У всех героев разное отношение к грозе. Главная героиня произведения, Катерина, считает, что гроза является божьей карой. Дикой такого же мнения: "Гроза-то нам в наказание посылается". Он заявляет о том, что люди должны бояться грозы. Кулигин же  , относится к грозе иначе: "Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!" Он видит в грозе живительную силу.

Предложенный для анализа текст В.А. Солоухина натолкнул меня на размышления об огромном влиянии природы на человека. Действительно, природа воспринимается всеми по-разному, а, следовательно, влияет на каждого человека по-своему.

 

Оценка работы:

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Итог

1

1

1

3

1

1

2

2

1

2

1

1

17

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
(звонок бесплатный) (беспл.)
8 (499) 390 71 57
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
©2018 Все права защищены.