«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Русский язык. Годовой курс 56 уроков, 112 часов
Урок 1
Бесплатный
Вводное занятие
Нормы литературного языка
Нормы литературного языка
Урок 2
Бесплатный
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Урок 3
Бесплатный
Морфологические нормы
Урок 4
Бесплатный
Синтаксические нормы
Речь. Нормы орфографии
Правописание корней
Урок 5
Бесплатный
Правописание безударных гласных в корнях слов
Урок 6
Бесплатный
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание приставок
Урок 7
Бесплатный
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
Урок 8
Бесплатный
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание согласных
Урок 9
Бесплатный
Правописание согласных
Урок 10
Бесплатный
Правописание согласных. Двойные согласные
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 11
Бесплатный
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 12
Бесплатный
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
Общие правила правописания сложных слов
Урок 13
Бесплатный
Правописание сложных слов
Урок 14
Бесплатный
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи
Урок 15
Бесплатный
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
Урок 16
Бесплатный
Суффиксы и личные окончания глаголов
Правописание суффиксов различных частей речи
Урок 17
Бесплатный
Суффиксы причастий
Урок 18
Бесплатный
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Урок 19
Бесплатный
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
Урок 20
Бесплатный
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
Речь. Нормы пунктуации
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Урок 21
Бесплатный
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок 22
Бесплатный
Предложения с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособлениями
Урок 23
Бесплатный
Предложения с обособленными определениями
Урок 24
Бесплатный
Предложения с обособленными обстоятельствами
Урок 25
Бесплатный
Предложения с обособленными приложениями
Урок 26
Бесплатный
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Урок 27
Бесплатный
Предложения с вводными словами и конструкциями
Урок 28
Бесплатный
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
Пунктуация в сложном предложении
Урок 29
Бесплатный
Сложное предложение
Урок 30
Бесплатный
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Урок 31
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Урок 32
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Урок 33
Бесплатный
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Урок 34
Бесплатный
Сложные синтаксические конструкции
Прямая и косвенная речь
Урок 35
Бесплатный
Предложения с прямой речью
Урок 36
Бесплатный
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
Лексика и фразеология. Выразительность русской речи
Лексические группы русского языка
Урок 37
Бесплатный
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
Урок 38
Бесплатный
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
Группы слов по происхождению и употреблению
Урок 39
Бесплатный
Лексика с точки зрения ее социального распространения
Урок 40
Бесплатный
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
Речь. Языковые средства выразительности
Урок 41
Бесплатный
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
Урок 42
Бесплатный
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
Речь. Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Урок 43
Бесплатный
Текст как речевое произведение
Урок 44
Бесплатный
Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Урок 45
Бесплатный
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
Урок 46
Бесплатный
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Урок 47
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 48
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 49
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Урок 50
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Практикум
Развитие речи
Урок 51
Бесплатный
Сочинение
Урок 52
Бесплатный
Сочинение
Урок 53
Бесплатный
Сочинение
Урок 54
Бесплатный
Сочинение
Урок 55
Бесплатный
Сочинение
Урок 56
Бесплатный
Разбор ЕГЭ
Урок 31. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Сложноподчиненное предложение – это вид сложного предложения, в котором одно (или более) из простых предложений по структуре и по смыслу зависит от другого (подчиняется ему):

Каждый раз, когда начиналась осень, начинались и разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось.

1. Придаточное предложение отделяется от главного предложения запятой, а если стоит внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон:

Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости.

Над долиной, где мы ехали, сгустились тучи.

Не отделяется запятой неполное придаточное предложение, состоящее из одного союзного слова или союза:

Меня спросили, куда я поеду летом. Я объяснил куда.

2. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза (потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы), запятая ставится в зависимости от смысла высказывания и интонации один раз – или до всего сочетания, или перед союзами как, что, чтобы:

Он не пришел на занятия, потому что заболел.

Мы вынуждены были поехать в объезд потому, что половодьем снесло деревянный мост.

3. В конце сложных предложений, включающих придаточное с косвенным вопросом, вопросительный знак не ставится (если в целом предложение не является вопросительным):

Все будто ждали, не будет ли он еще петь.

Смотритель осведомился, куда надобно ему ехать.

Но: чему ты не спросил, когда отходит последний поезд?

В составе предложений могут оказаться обороты, по форме напоминающие придаточные части, но таковыми не являющиеся. Это цельные по смыслу выражения, в составе которых имеются подчинительные союзы или союзные слова. Как правило, такие обороты знаками препинания не выделяются.

1. В неразложимых сочетаниях перед подчинительным союзом или союзным словом запятая не ставится: сделать как следует, сделать как попало, сделать как надо, явиться как ни в чем не бывало, выполнить как должно, приходить когда вздумается, идти куда глаза глядят, говорить что на ум взбредет, заплатить бог знает сколько, кричать что есть мочи, самый что ни на есть, будь что будет и др. Такие обороты представляют собой сокращенные придаточные части, эквивалентные членам предложения:

Он выполнил работу как следует.

Если подобный оборот образует придаточную часть, то он отделяется запятой: Как следует, так он и выполнил работу.

Не ставится запятая в сочетаниях не только что, не то что, не то чтобы, не иначе как, только что не, только и... что, все равно что и др.:

Сестра была для меня все равно что мать.

В случае, если вторая часть сочетания присоединяет придаточную часть, запятая ставится: Только и делает, что занимается спортом.

2. Среди сочетаний, не являющихся придаточными частями, выделяются сравнительные обороты. Они функционально могут сближаться с придаточными, отличаясь лишь структурой - не представляют собой предикативной единицы.

Даша чувствовала, как все в нем дрожит мелкой дрожью, точно от ужасного возбуждения. - сравнительный оборот. Оставались неподвижными только углы зала, туго, как подушка пером, набитого гостями. - неполное сравнительное предложение, переходящее в оборот.

Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами (как, будто, словно, точно, чем, нежели, как будто и др.), выделяются (или отделяются) запятыми: И лениво, как бы засыпая, ударил один раз в колотушку ночной сторож.

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
4 октября в 16:00
Урок 1
Вводное занятие
6 октября в 16:00
Урок 2
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
11 октября в 16:00
Урок 3
Морфологические нормы
13 октября в 16:00
Урок 4
Синтаксические нормы
18 октября в 16:00
Урок 5
Правописание безударных гласных в корнях слов
20 октября в 16:00
Урок 6
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
25 октября в 16:00
Урок 7
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
27 октября в 16:00
Урок 8
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1 ноября в 16:00
Урок 9
Правописание согласных
8 ноября в 16:00
Урок 10
Правописание согласных. Двойные согласные
10 ноября в 16:00
Урок 11
Правописание гласных после шипящих и Ц
15 ноября в 16:00
Урок 12
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
17 ноября в 16:00
Урок 13
Правописание сложных слов
22 ноября в 16:00
Урок 14
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
24 ноября в 16:00
Урок 15
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
29 ноября в 16:00
Урок 16
Суффиксы и личные окончания глаголов
1 декабря в 16:00
Урок 17
Суффиксы причастий
6 декабря в 16:00
Урок 18
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
8 декабря в 16:00
Урок 19
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
13 декабря в 16:00
Урок 20
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
15 декабря в 16:00
Урок 21
Тире между подлежащим и сказуемым
20 декабря в 16:00
Урок 22
Предложения с однородными членами
22 декабря в 16:00
Урок 23
Предложения с обособленными определениями
12 января в 16:00
Урок 24
Предложения с обособленными обстоятельствами
17 января в 16:00
Урок 25
Предложения с обособленными приложениями
19 января в 16:00
Урок 26
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
24 января в 16:00
Урок 27
Предложения с вводными словами и конструкциями
26 января в 16:00
Урок 28
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
31 января в 16:00
Урок 29
Сложное предложение
2 февраля в 16:00
Урок 30
Пунктуация в сложносочиненном предложении
7 февраля в 16:00
Урок 31
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
9 февраля в 16:00
Урок 32
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
14 февраля в 16:00
Урок 33
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
16 февраля в 16:00
Урок 34
Сложные синтаксические конструкции
21 февраля в 16:00
Урок 35
Предложения с прямой речью
28 февраля в 16:00
Урок 36
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
2 марта в 16:00
Урок 37
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
14 марта в 16:00
Урок 38
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
16 марта в 16:00
Урок 39
Лексика с точки зрения ее социального распространения
21 марта в 16:00
Урок 40
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
23 марта в 16:00
Урок 41
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
28 марта в 16:00
Урок 42
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
30 марта в 16:00
Урок 43
Текст как речевое произведение
4 апреля в 16:00
Урок 44
Смысловая и композиционная целостность текста
6 апреля в 16:00
Урок 45
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
11 апреля в 16:00
Урок 46
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
13 апреля в 16:00
Урок 47
Анализ текстов различных стилей и жанров
18 апреля в 16:00
Урок 48
Анализ текстов различных стилей и жанров
20 апреля в 16:00
Урок 49
Анализ средств связи предложений в текстах
25 апреля в 16:00
Урок 50
Анализ средств связи предложений в текстах
27 апреля в 16:00
Урок 51
Сочинение
16 мая в 16:00
Урок 52
Сочинение
18 мая в 16:00
Урок 53
Сочинение
19 мая в 18:00
Урок 54
Сочинение
23 мая в 16:00
Урок 55
Сочинение
25 мая в 16:00
Урок 56
Разбор ЕГЭ
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.