«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Русский язык. Годовой курс 56 уроков, 112 часов
Урок 1
Бесплатный
Вводное занятие
Нормы литературного языка
Нормы литературного языка
Урок 2
Бесплатный
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Урок 3
Бесплатный
Морфологические нормы
Урок 4
Бесплатный
Синтаксические нормы
Речь. Нормы орфографии
Правописание корней
Урок 5
Бесплатный
Правописание безударных гласных в корнях слов
Урок 6
Бесплатный
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание приставок
Урок 7
Бесплатный
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
Урок 8
Бесплатный
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание согласных
Урок 9
Бесплатный
Правописание согласных
Урок 10
Бесплатный
Правописание согласных. Двойные согласные
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 11
Бесплатный
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 12
Бесплатный
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
Общие правила правописания сложных слов
Урок 13
Бесплатный
Правописание сложных слов
Урок 14
Бесплатный
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи
Урок 15
Бесплатный
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
Урок 16
Бесплатный
Суффиксы и личные окончания глаголов
Правописание суффиксов различных частей речи
Урок 17
Бесплатный
Суффиксы причастий
Урок 18
Бесплатный
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Урок 19
Бесплатный
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
Урок 20
Бесплатный
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
Речь. Нормы пунктуации
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Урок 21
Бесплатный
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок 22
Бесплатный
Предложения с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособлениями
Урок 23
Бесплатный
Предложения с обособленными определениями
Урок 24
Бесплатный
Предложения с обособленными обстоятельствами
Урок 25
Бесплатный
Предложения с обособленными приложениями
Урок 26
Бесплатный
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Урок 27
Бесплатный
Предложения с вводными словами и конструкциями
Урок 28
Бесплатный
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
Пунктуация в сложном предложении
Урок 29
Бесплатный
Сложное предложение
Урок 30
Бесплатный
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Урок 31
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Урок 32
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Урок 33
Бесплатный
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Урок 34
Бесплатный
Сложные синтаксические конструкции
Прямая и косвенная речь
Урок 35
Бесплатный
Предложения с прямой речью
Урок 36
Бесплатный
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
Лексика и фразеология. Выразительность русской речи
Лексические группы русского языка
Урок 37
Бесплатный
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
Урок 38
Бесплатный
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
Группы слов по происхождению и употреблению
Урок 39
Бесплатный
Лексика с точки зрения ее социального распространения
Урок 40
Бесплатный
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
Речь. Языковые средства выразительности
Урок 41
Бесплатный
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
Урок 42
Бесплатный
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
Речь. Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Урок 43
Бесплатный
Текст как речевое произведение
Урок 44
Бесплатный
Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Урок 45
Бесплатный
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
Урок 46
Бесплатный
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Урок 47
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 48
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 49
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Урок 50
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Практикум
Развитие речи
Урок 51
Бесплатный
Сочинение
Урок 52
Бесплатный
Сочинение
Урок 53
Бесплатный
Сочинение
Урок 54
Бесплатный
Сочинение
Урок 55
Бесплатный
Сочинение
Урок 56
Бесплатный
Разбор ЕГЭ
Урок 19. НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями

Написание не и ни в отрицательных местоимениях

НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Правописание НЕ и НИ

1. Частица не является отрицательной и может выражать полное отрицание, если стоит перед сказуемым, или частичное, если стоит перед каким-либо членом предложения, кроме сказуемого, ср.: Не стану я господскую работу работать! Не поклонюсь господам! - твердила Мавруша (С.-Щ.) - здесь полное отрицание; Не способности его выручали, а большая усидчивость - здесь частичное отрицание.

2. Частица ни употребляется для усиления имеющегося в предложении отрицания: Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами (П.).

Иногда слово с отрицанием может только подразумеваться: На высоком голубом небе ни облачка (Стан.).

Примечание. От указанных предложений надо отличать предложения с двойным отрицанием - в первой и во второй части составного сказуемого, например: 1) Не мог не знать (т.е. должен был знать). 2) Нельзя не сознаться (т.е. надо сознаться). В этих случаях предложение получает утвердительный смысл.

Когда частица ни повторяется при однородных членах предложения, она превращается в соединительный союз ни - ни: Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе (П.).

В этом случае ни может быть или заменена союзом и, или вообще опущена, причем основной смысл предложения не изменится (Казак ...не хочет отдохнуть и в чистом поле, и в дубраве, и при опасной переправе; или Казак ... не хочет отдохнуть в чистом поле, в дубраве, при опасной переправе). Частица не не допускает такой замены, она не может быть и опущена, так как тогда предложение будет иметь противоположный смысл (Казак хочет отдохнуть).

Примечания:

1. Частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях: ни днем ни ночью, ни дать ни взять, ни свет ни заря и др.

2. Следует различать написание сочетаний: не один (а много, несколько) и ни один (никто), не раз (а много раз) и ни разу (никогда, совсем), например: 1) В лесу я был не один (а было несколько, много человек). Ни один из экскурсантов не опоздал к поезду (никто не опоздал). 2) Мы не раз были на охоте (а были много раз). Мы ни разу не были на охоте (совсем, никогда не были).

3. Частица ни употребляется при союзных словах и союзах, связывающих придаточные предложения с главными; при этом придаточные предложения имеют обобщающий характер, усиливают утверждение: 1) Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, все те же мы... (П.). 2) Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч... (П.) Куда (бы) ни = в любую сторону, где ни = всюду.

Полезно запомнить такие выражения: кто ни ..., где ни ..., когда ни ..., куда ни..., откуда ни ..., сколько ни ..., как ни ..., что ни....

 

НЕ с именами существительными

1. Слитно пишется не с именами существительными, которые не употребляются без не: небылица, невежда, невидаль, негодяй, недотрога, недоросль, недолет, незабудка, нелюдим, неполадка, неряха.

2. Слитно пишется не с именами существительными, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова легко заменяются синонимами без не: несчастье (беда), неприятель (враг, противник), неправда (ложь).

3. Слитно пишется не с именами существительными, обозначающими лиц и выражающими качественный оттенок; такие существительные в сочетании с не - приставкой приобретают значение противопоставления: специалисты и неспециалисты, профессионалы и непрофессионалы, футболисты и нефутболисты, филологи и нефилологи. Например: Все прочие читатели, нефилологи, могут это и не знать; Фирма приглашает на работу специалистов и неспециалистов, имеющих отношение к сфере обслуживания.

У существительных с другим значением (т.е. обозначающих не лиц) противопоставление выражается раздельно пишущейся частицей не; ср.: книга и не книга, стихи и не стихи.

4. Раздельно пишется не с именами существительными, при которых имеется или подразумевается противопоставление: Не способности его выручали, а большая усидчивость; Как у мачехи у младенькой - сынок в потолок, не разбойничек, не всадничек, не силач, не стрелок, вместо щек одни-то впадинки, губы крепко молчат (Цв.) - здесь противопоставление не обозначено, оно подразумевается, подсказывается контекстом.

5. Раздельно пишется не с именами существительными, если отрицание логически подчеркивается (чаще всего это проявляется в вопросительных предложениях): Мы сегодня идем в театр, не правда ли? Если отрицание логически не подчеркивается, то не пишется слитно: Разве это неправда? (Разве это ложь?).

 

НЕ с именами прилагательными

1. Слитно пишется не с именами прилагательными, которые не употребляются без не: невзрачный, невежественный, нелепый, ненастный: Да уж сон-то твой такой - непробудный (Цв.).

2. Слитно пишется не с именами прилагательными, которые не лишаются утвердительного смысла при наличии не, а лишь приобретают противоположное значение. Такие прилагательные имеют синонимы без не: неплохой (хороший), невеселый (грустный), неглубокий (мелкий), недружелюбный (враждебный); Утро оказалось неудачное (Наб.).

3. Раздельно пишется не с именами прилагательными при имеющемся или подразумеваемом противопоставлении: Море по горизонту даже не круглое, а неправильной формы (Сер.).

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательным, отрицается, а второй - утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т.е. имеется противопоставление, но без отрицания; ср.: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак «глубокое», и утверждается признак «мелкое»). - Озеро неглубокое, но (а) широкое (утверждаются оба признака: «и мелкое и широкое», «хотя мелкое, но широкое»).

4. Раздельно пишется не с относительными прилагательными, поскольку они не могут, в силу своего конкретного лексического значения, образовывать с не новые слова, противоположные по смыслу: погода не южная, дом не кирпичный (среди качественных прилагательных таким свойством обладают лишь прилагательные со значением цвета: небо не синее, краски не серые, но: цветы неяркие, т.е. «блеклые, утратившие яркость»).

Если относительные прилагательные употребляются в переносном смысле (в значении качественных), то частица не пишется по общему правилу - слитно или раздельно, ср.: У брата с сестрой несердечные отношения (холодные, недружелюбные). - У брата с сестрой не сердечные отношения, а холодные, недружелюбные.

Следует учитывать и синтаксическую роль относительного прилагательного: прилагательное с не в функции сказуемого передает общеотрицательный смысл предложения и поэтому пишется раздельно, а прилагательное с не в функции определения может и не передавать отрицательного смысла - такие прилагательные, как и качественные (см. п. 2), называют новые понятия, с противоположным смыслом, хотя к ним бывает трудно подобрать синонимы без не; ср.: Сумма не круглая. - Счет на некруглую сумму; Этот человек не здешний. - Кто-то нездешний в часовне сидит (Жук.).

5. Раздельно пишется не с именами прилагательными, если отрицание логически подчеркивается (обычно в вопросительных предложениях; такое прилагательное стоит в препозиции): Не верное ли это предположение? (ср.: Разве это предположение неверное? - т.е. «ошибочное»); Не новое ли платье на тебе?

6. Наличие пояснительных слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательным: неизвестный в городе писатель, незнакомые нам песни, недостойное друга поведение, неправильные в этом отношении выводы, ненужные для доказательства факты и т.п. - во всех случаях отрицательный признак утверждается, а не отрицается положительный признак.

Раздельно пишется не с прилагательными только при наличии таких пояснительных слов, которые усиливают отрицание; к ним относятся:

а) отрицательные местоимения и наречия (начинающиеся с ни): никому не известный писатель, никому и нигде не знакомые песни, ничем не привлекательная картина, ни в каком отношении не правильные выводы, никому не нужные сведения, но: в заявлении истца не было ничего незнакомого (местоимение ничего не поясняет слово незнакомого, а само определяется им: ничего какого? - незнакомого);

б) частицы далеко, отнюдь, вовсе, которые, усиливая отрицание, перетягивают к себе частицу не: далеко не известный писатель, отнюдь не знакомые песни, вовсе не известное имя.

Примечание. Наречия меры и степени абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, необычно, очень, почти, полностью, решительно, слишком, совершенно, чрезвычайно, удивительно и некоторые другие усиливают утвердительный смысл следующих за ними прилагательных, и поэтому последние пишутся с не слитно: Заслуги его очень невелики (очень малы); Это весьма нелегкая задача (весьма сложная).

7. С краткими прилагательными не пишется в основном так же, как и с полными: берег невысокий (низкий) - берег невысок (низок); берег не высокий, а низкий - берег не высок, а низок; берег невысокий, а лесистый - берег невысок, а лесист; совершенно незнакомый писатель, никому не знакомый писатель - он совершенно ей незнаком, он никому не знаком.

 

НЕ с именами числительными

С именами числительными не пишется всегда раздельно: не один, не два, не трое, не восьмой класс, не полтора дня и т.д.

 

НЕ и НИ с местоимениями

Отрицание не пишется раздельно со всеми местоимениями, кроме отрицательных, употребляемых без предлога (некого, некем), и неопределенных (некто, некий и др.): не он, не я, не себе, не нам, не каждый, не наш, не всякий, не тот, не то и др.

 

НЕ с наречиями

1. Слитно пишется не с наречиями, которые не употребляются без не: негодующе, неизбежно, нелепо, недоумевающе.

2. Слитно пишется не с наречиями на о, которые в сочетании с не образуют слова с противоположными значением (эти слова обычно легко заменяются синонимами без не): невысоко (низко), несильно (слабо), неплохо (хорошо), немного (мало), немало (много); у нас тоже неплохо (хорошо) проходят занятия; эта птица летает невысоко (низко).

3. Слитно пишется не в отрицательных наречиях: некуда, негде, неоткуда, незачем; также в отыменных наречиях: невдалеке, неподалеку, невпопад, невмочь, невмоготу, невтерпеж, недаром (в значении «не напрасно», но: не даром в значении «не бесплатно»): У птиц недаром говорят, что я хватаю с неба звезды (Кр.).

Примечание. В наречии невесть, сочетающемся с местоимениями и местоименными наречиями, пишется не слитно: невесть что, невесть какой, невесть откуда.

4. Раздельно пишется не с наречиями на о, если имеется или подразумевается противопоставление: недалеко, а близко; ехать не медленно, а быстро. При написании не с наречиями, как и при написании не с прилагательными, следует различать прямое противопоставление, при котором один признак отрицается, а другой утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, которое оформляется союзом но (т.е. противопоставление без отрицания), ср.: говорить не громко, а тихо - говорить негромко, но понятно (т.е. тихо и понятно); Читать было неинтересно, но необходимо.

5. Раздельно пишется не с наречиями на о, если при них в качестве зависимого слова имеется отрицательное наречие, начинающееся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не: доказывать нисколько не убедительно, слушать далеко не интересно, выполнить отнюдь не плохо (ср.: поступить совершенно неправильно; выполнить никак невозможно - здесь никак - усилительная частица, а не знаменательное слово, которое могло бы определять наречие).

6. Раздельно пишется не с местоименными наречиями и с наречиями меры и степени: не здесь, не туда, не вполне, не очень, не совсем, не полностью, а также с обстоятельственными наречиями: не иначе, не сегодня, не летом, не после.

7. Раздельно пишется не с наречиями в сравнительной степени: не хуже, не лучше, не меньше, не больше, не интереснее.

8. Раздельно пишется не с безлично-предикативными наречиями (т.е. выступающими в качестве главного члена в безличном предложении), которые не соотносятся с именами прилагательными: не надо, не пора, не время, не даль (но: недосуг, неохота).

9. Раздельно пишется не с наречными выражениями отыменного происхождения: не к спеху, не к добру, не по вкусу, не под силу, не по нутру.

Примечания:

1. Как и в других случаях, отрицание усиливается пояснительными словами, содержащими в себе ни, а также частицами далеко, отнюдь, вовсе: Никому не приятно, чтобы о нем думали плохо; отнюдь не легко на душе.

2. Различается написание не с безлично-предикативными словами на о и с созвучными краткими прилагательными и наречиями, ср.: Серьезных отклонений не заметно (безлично-предикативное слово). - Отклонение от цели незаметно (краткое прилагательное). - Он незаметно приблизился к окну (наречие).

 

Тренировка задания 12 ЕГЭ

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.

(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.

Выполняем задание

Местами свет вовсе НЕ ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.

НЕ ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

Впереди показались НЕЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

Далеко НЕ ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

У каждого писателя есть единственная, главная, НЕ НАПИСАННАЯ ещё книга.

Ответ: неясные

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
4 октября в 16:00
Урок 1
Вводное занятие
6 октября в 16:00
Урок 2
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
11 октября в 16:00
Урок 3
Морфологические нормы
13 октября в 16:00
Урок 4
Синтаксические нормы
18 октября в 16:00
Урок 5
Правописание безударных гласных в корнях слов
20 октября в 16:00
Урок 6
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
25 октября в 16:00
Урок 7
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
27 октября в 16:00
Урок 8
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1 ноября в 16:00
Урок 9
Правописание согласных
8 ноября в 16:00
Урок 10
Правописание согласных. Двойные согласные
10 ноября в 16:00
Урок 11
Правописание гласных после шипящих и Ц
15 ноября в 16:00
Урок 12
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
17 ноября в 16:00
Урок 13
Правописание сложных слов
22 ноября в 16:00
Урок 14
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
24 ноября в 16:00
Урок 15
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
29 ноября в 16:00
Урок 16
Суффиксы и личные окончания глаголов
1 декабря в 16:00
Урок 17
Суффиксы причастий
6 декабря в 16:00
Урок 18
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
8 декабря в 16:00
Урок 19
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
13 декабря в 16:00
Урок 20
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
15 декабря в 16:00
Урок 21
Тире между подлежащим и сказуемым
20 декабря в 16:00
Урок 22
Предложения с однородными членами
22 декабря в 16:00
Урок 23
Предложения с обособленными определениями
12 января в 16:00
Урок 24
Предложения с обособленными обстоятельствами
17 января в 16:00
Урок 25
Предложения с обособленными приложениями
19 января в 16:00
Урок 26
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
24 января в 16:00
Урок 27
Предложения с вводными словами и конструкциями
26 января в 16:00
Урок 28
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
31 января в 16:00
Урок 29
Сложное предложение
2 февраля в 16:00
Урок 30
Пунктуация в сложносочиненном предложении
7 февраля в 16:00
Урок 31
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
9 февраля в 16:00
Урок 32
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
14 февраля в 16:00
Урок 33
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
16 февраля в 16:00
Урок 34
Сложные синтаксические конструкции
21 февраля в 16:00
Урок 35
Предложения с прямой речью
28 февраля в 16:00
Урок 36
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
2 марта в 16:00
Урок 37
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
14 марта в 16:00
Урок 38
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
16 марта в 16:00
Урок 39
Лексика с точки зрения ее социального распространения
21 марта в 16:00
Урок 40
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
23 марта в 16:00
Урок 41
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
28 марта в 16:00
Урок 42
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
30 марта в 16:00
Урок 43
Текст как речевое произведение
4 апреля в 16:00
Урок 44
Смысловая и композиционная целостность текста
6 апреля в 16:00
Урок 45
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
11 апреля в 16:00
Урок 46
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
13 апреля в 16:00
Урок 47
Анализ текстов различных стилей и жанров
18 апреля в 16:00
Урок 48
Анализ текстов различных стилей и жанров
20 апреля в 16:00
Урок 49
Анализ средств связи предложений в текстах
25 апреля в 16:00
Урок 50
Анализ средств связи предложений в текстах
27 апреля в 16:00
Урок 51
Сочинение
16 мая в 16:00
Урок 52
Сочинение
18 мая в 16:00
Урок 53
Сочинение
19 мая в 18:00
Урок 54
Сочинение
23 мая в 16:00
Урок 55
Сочинение
25 мая в 16:00
Урок 56
Разбор ЕГЭ
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.