«Академия»
Бесплатно. ЕГЭ. Русский язык. Годовой курс 56 уроков, 112 часов
Урок 1
Бесплатный
Вводное занятие
Нормы литературного языка
Нормы литературного языка
Урок 2
Бесплатный
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Урок 3
Бесплатный
Морфологические нормы
Урок 4
Бесплатный
Синтаксические нормы
Речь. Нормы орфографии
Правописание корней
Урок 5
Бесплатный
Правописание безударных гласных в корнях слов
Урок 6
Бесплатный
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание приставок
Урок 7
Бесплатный
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
Урок 8
Бесплатный
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание согласных
Урок 9
Бесплатный
Правописание согласных
Урок 10
Бесплатный
Правописание согласных. Двойные согласные
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 11
Бесплатный
Правописание гласных после шипящих и Ц
Урок 12
Бесплатный
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
Общие правила правописания сложных слов
Урок 13
Бесплатный
Правописание сложных слов
Урок 14
Бесплатный
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи
Урок 15
Бесплатный
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
Урок 16
Бесплатный
Суффиксы и личные окончания глаголов
Правописание суффиксов различных частей речи
Урок 17
Бесплатный
Суффиксы причастий
Урок 18
Бесплатный
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Урок 19
Бесплатный
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
Урок 20
Бесплатный
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
Речь. Нормы пунктуации
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Урок 21
Бесплатный
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок 22
Бесплатный
Предложения с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособлениями
Урок 23
Бесплатный
Предложения с обособленными определениями
Урок 24
Бесплатный
Предложения с обособленными обстоятельствами
Урок 25
Бесплатный
Предложения с обособленными приложениями
Урок 26
Бесплатный
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Урок 27
Бесплатный
Предложения с вводными словами и конструкциями
Урок 28
Бесплатный
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
Пунктуация в сложном предложении
Урок 29
Бесплатный
Сложное предложение
Урок 30
Бесплатный
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Урок 31
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Урок 32
Бесплатный
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Урок 33
Бесплатный
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Урок 34
Бесплатный
Сложные синтаксические конструкции
Прямая и косвенная речь
Урок 35
Бесплатный
Предложения с прямой речью
Урок 36
Бесплатный
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
Лексика и фразеология. Выразительность русской речи
Лексические группы русского языка
Урок 37
Бесплатный
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
Урок 38
Бесплатный
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
Группы слов по происхождению и употреблению
Урок 39
Бесплатный
Лексика с точки зрения ее социального распространения
Урок 40
Бесплатный
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
Речь. Языковые средства выразительности
Урок 41
Бесплатный
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
Урок 42
Бесплатный
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
Речь. Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Урок 43
Бесплатный
Текст как речевое произведение
Урок 44
Бесплатный
Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Урок 45
Бесплатный
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
Урок 46
Бесплатный
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Урок 47
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 48
Бесплатный
Анализ текстов различных стилей и жанров
Урок 49
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Урок 50
Бесплатный
Анализ средств связи предложений в текстах
Практикум
Развитие речи
Урок 51
Бесплатный
Сочинение
Урок 52
Бесплатный
Сочинение
Урок 53
Бесплатный
Сочинение
Урок 54
Бесплатный
Сочинение
Урок 55
Бесплатный
Сочинение
Урок 56
Бесплатный
Разбор ЕГЭ
Урок 23. Предложения с обособленными определениями

Схема предложений с обособленными определениями

Предложения с обособленными определениями.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Повторяем

1. Что такое определения как член предложения?

2. Какие определения называются согласованными? Почему?

3. Какие определения называют несогласованными?

4. Что такое обособление?

 

Обособленными являются определения, выделенные по смыслу и интонационно. Обособление таких членов предложения объясняется тем, что они содержат добавочное сообщение и потому приобретают относительную самостоятельность в предложении, т.е. большую смысловую значимость в сравнении с необособленными определениями, имеющими только определительное значение.

Захрустела галька под ногами, тусклым блеском напоминавшая скинутую шкурку змеи - Захрустела галька под ногами, которая тусклым блеском напоминала скинутую шкурку змеи.

Обособленные определения легко переходят в сказуемые. Это возможно именно потому, что, будучи обособленными, они осложняют свое определительное значение сказуемостным.

В зависимости от значения и места расположения согласованные одиночные определения или определительные обороты - причастия и прилагательные с зависимыми словами - обособляются или не обособляются.

1. Выделяются (или отделяются) запятыми распространенные определения, стоящие после определяемого слова: Направо лежала равнина, такая же ровная и безграничная, как небо. Налево, параллельно дороге, тянулся холм, кудрявый от мелкого кустарника. Казаки второго взвода, лежавшие под кустом ольшаника в холодке, завидя их, отложили карты, смолкли. На березе, стоящей на краю берега, лист был совсем желтый и мелкий.

Распространенные определения, стоящие перед определяемым существительным, при чисто определительном значении не обособляются: Веселый, сложившийся без нас вечер был в разгаре. При осложнении подобных определений обстоятельственным оттенком значения они обособляются: Хорошо знавший реальную деревенскую жизнь, Бунин буквально приходил в ярость от надуманного, недостоверного изображения народа. (ср.: Так как хорошо знал...).

2. Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются, если они не являются логико-смысловым центром высказывания, т.е. выделяются ударением наряду с определяемым словом, снабженным собственным ударением: Я часто находил у себя записки, короткие и тревожные. Значение конкретизации может способствовать обособлению одиночного постпозитивного определения: Мой друг - писатель из небольшой автономной республики. Как и все мы, утром от разворачивает газету, местную.

3. Прилагательные или причастия, одиночные и распространенные, не обособляются, если включаются в состав сказуемого либо относятся одновременно к подлежащему и сказуемому: Рыжиков на всех хватало, их солили на зиму огромными кадками, а гриб этот до самой весны остается твердым и запашистым. То же при инверсии: Грозный и бледный стоит он передо мной.

Не обособляются определения, отнесенные к существительным, лишающимся значения при употреблении без них: Перемет не принимал никакого участия в этих переговорах, потому что вообще был человек крайне сдержанный и не любил болтать понапрасну.

Не обособляются одиночные определения и определительные обороты, относящиеся к отрицательным, определительным, указательным, неопределенным, притяжательным местоимениям, поскольку тесно связаны с ними по смыслу: Расскажите мне что-нибудь веселенькое. Мне уже мало того, что я лечу, и хочется чего-то большего.

Однако при наличии выделительных, уточнительных, ограничительных значений, которые часто выражаются частицами, обособление определений необходимо: Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня, человеком. Ни разу я не слышал, чтобы кто-нибудь, даже самый отчаявшийся, взялся при ней грубить или капризничать.

4. Обособляются определения, входящие в состав предложения с опущенным определяемым словом. Такие определения всегда осложнены обстоятельственным значением и потому связаны с глаголом-сказуемым, а не только с опущенным определяемым словом, ясным из предшествующего контекста: Царь с ближними, с князем-папой, старым дядькой Никитой Зотовым... объезжал знатные дома.

5. Всегда обособляются определения, оторванные от определяемого слова (существительного или местоимения): Александровский сад цвел поздним цветом, красивый и ухоженный.

 

Несогласованные определения, т.е. определения, выраженные формами косвенных падежей существительных (чаще всего с предлогами), оборотом с формой сравнительной степени прилагательного, а также инфинитивом, обособляются или не обособляются в зависимости от условий контекста: от способа выражения определяемого слова, от наличия или отсутствия синтаксической связи с определяемым подлежащим и сказуемым, от наличия ряда однородных членов с имеющимися (или отсутствующими) в нем обособленными согласованными определениями и др.

1. Несогласованные определения, выраженные существительными в формах косвенных падежей, обособляются при необходимости указать какие-либо конкретные признаки предмета, чаще всего временного характера, выделяющие предмет в данный момент: Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бирками в руках, издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу.

2. Обязательно обособляются несогласованные определения, которые относятся к личным местоимениям и именам собственным. В таком случае они имеют обстоятельственный оттенок значения и потому обнаруживают дополнительную синтаксическую связь со сказуемым: Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива.

3. Несогласованные определения обособляются, если они имеют уточняющее значение по отношению к другим определениям: Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой.

4. Обособляются несогласованные определения, выраженные формами сравнительной степени прилагательных. Такие определения совпадают по значению с определительными придаточными частями сложноподчиненных предложений: Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темнее и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестер.

5.Обычно не обособляются несогласованные определения, выраженные инфинитивом: Он приехал из Вешенской с полномочиями забрать конфискованную одежду.

6. Часто несогласованные определения употребляются в однородных рядах в сочетании с согласованными определениями: А ночи, темные, теплые, с лиловыми тучами, были спокойны.

 

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.
4 октября в 16:00
Урок 1
Вводное занятие
6 октября в 16:00
Урок 2
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
11 октября в 16:00
Урок 3
Морфологические нормы
13 октября в 16:00
Урок 4
Синтаксические нормы
18 октября в 16:00
Урок 5
Правописание безударных гласных в корнях слов
20 октября в 16:00
Урок 6
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
25 октября в 16:00
Урок 7
Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь
27 октября в 16:00
Урок 8
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1 ноября в 16:00
Урок 9
Правописание согласных
8 ноября в 16:00
Урок 10
Правописание согласных. Двойные согласные
10 ноября в 16:00
Урок 11
Правописание гласных после шипящих и Ц
15 ноября в 16:00
Урок 12
Буквы О и Е(Ё) после шипящих и Ц
17 ноября в 16:00
Урок 13
Правописание сложных слов
22 ноября в 16:00
Урок 14
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи
24 ноября в 16:00
Урок 15
Суффиксы и окончания существительных и прилагательных
29 ноября в 16:00
Урок 16
Суффиксы и личные окончания глаголов
1 декабря в 16:00
Урок 17
Суффиксы причастий
6 декабря в 16:00
Урок 18
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи
8 декабря в 16:00
Урок 19
НЕ и НИ с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и наречиями
13 декабря в 16:00
Урок 20
НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями
15 декабря в 16:00
Урок 21
Тире между подлежащим и сказуемым
20 декабря в 16:00
Урок 22
Предложения с однородными членами
22 декабря в 16:00
Урок 23
Предложения с обособленными определениями
12 января в 16:00
Урок 24
Предложения с обособленными обстоятельствами
17 января в 16:00
Урок 25
Предложения с обособленными приложениями
19 января в 16:00
Урок 26
Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными словами
24 января в 16:00
Урок 27
Предложения с вводными словами и конструкциями
26 января в 16:00
Урок 28
Предложения с обращениями и словами-предложениями ДА, НЕТ
31 января в 16:00
Урок 29
Сложное предложение
2 февраля в 16:00
Урок 30
Пунктуация в сложносочиненном предложении
7 февраля в 16:00
Урок 31
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
9 февраля в 16:00
Урок 32
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
14 февраля в 16:00
Урок 33
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
16 февраля в 16:00
Урок 34
Сложные синтаксические конструкции
21 февраля в 16:00
Урок 35
Предложения с прямой речью
28 февраля в 16:00
Урок 36
Правила перевода прямой речи в косвенную. Оформление цитат
2 марта в 16:00
Урок 37
Слово и его лексическое значение. Словари русского языка
14 марта в 16:00
Урок 38
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы
16 марта в 16:00
Урок 39
Лексика с точки зрения ее социального распространения
21 марта в 16:00
Урок 40
Употребление устаревших слов и неологизмов. Заимствованные слова и их употребление
23 марта в 16:00
Урок 41
Выразительные средства русской лексики, словообразования и фразеологии
28 марта в 16:00
Урок 42
Анализ средств выразительности. Тропы и фигуры речи
30 марта в 16:00
Урок 43
Текст как речевое произведение
4 апреля в 16:00
Урок 44
Смысловая и композиционная целостность текста
6 апреля в 16:00
Урок 45
Функционально-смысловые типы речи. Стилевое многообразие типов речи
11 апреля в 16:00
Урок 46
Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
13 апреля в 16:00
Урок 47
Анализ текстов различных стилей и жанров
18 апреля в 16:00
Урок 48
Анализ текстов различных стилей и жанров
20 апреля в 16:00
Урок 49
Анализ средств связи предложений в текстах
25 апреля в 16:00
Урок 50
Анализ средств связи предложений в текстах
27 апреля в 16:00
Урок 51
Сочинение
16 мая в 16:00
Урок 52
Сочинение
18 мая в 16:00
Урок 53
Сочинение
19 мая в 18:00
Урок 54
Сочинение
23 мая в 16:00
Урок 55
Сочинение
25 мая в 16:00
Урок 56
Разбор ЕГЭ
119334, г. Москва,
Ленинский пр-т, 32а
Пн. – Пт.
10.00 – 20.00
Федеральная программа онлайн-обучения для школьников: возможность получить образование столичного уровня в регионах России.
Формула проекта разработана в лаборатории Mitlabs © 2019. Все права защищены.